ТРИСВЯТОЕ — ПЕСНЬ АНГЕЛОВ, НЕПРЕСТАННО СЛАВЯЩИХ БОГА.

Перед пением  Трисвятого священник в алтаре произносит Тайную молитву, в которой просит Бога разрешить нам, грешным людям, обращаться к Нему словами ангельской песни.

ТРИСВЯТОЕ  это ангельское славословие:

Хор: СВЯТЫЙ БОЖЕ, СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ, СВЯТЫЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС.  (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

 СВЯТЫЙ БОЖЕ, СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ, СВЯТЫЙ БЕЗСМЕРТНЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС. 

Чтец встает   перед Амвоном, называет глас и читает прокимен. Хор перекликается с ним.

• ПРОКИМЕН  в переводе с греч. — предлежащий, стоящий впереди.  

Прокимен  — Это несколько выбранных из Псалтири строчек  Псалмов, которые помогают нам настроиться и подготовиться к слушанию Апостола.

На воскресной Литургии используется 8 вариантов прокимнов, по количеству гласов недели,

Например, 3 декабря этого года мы услышим прокимен 1 гласа:

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (псалом 32). 


И вот мы слышим возглас священника иди дьякона: ПРЕМУДРОСТЬ

Чтец произносит название апостолького чтения.

ТРОПАРИ и КОНДАКИ на Литургии. Когда и какие ?

• Что такое тропари́ и кондаки́ и при чем тут  Литургия? 

⇒ Тропа́рь  и конда́к — это слова из греческого языка . Ими в Церкви называются краткие песнопения, передающие суть  празднуемых событий (на церк.-славянском языке, конечно).  По-современному можно сказать,  что тропари́ и кондаки́ — это жанр краткой духовной поэзии, положенной на распевы 8 гласов.  

••В какой момент Литургии они поются?

⇒ на  Малом Входе. После «Придите поклонимся и припадем…» хор  поет несколько разных тропаре́й и кондако́в.  Священник в это это время читает особые священнические молитвы.

•А какие конкретно тропари́ и кондаки́ поют на воскресной Литургии?

 ⇓

✅Тропарь  и кондак гласа Недели. Например, завтра 8глас, а в следующее воскресенье будет 1й глас, а потом 2й и т.д. пока не закончится Неделя 8ого гласа, а за ней опять 1й глас и т.д. ) 

✅ Тропарь и кондак храма. Например, у нас храм Рождества Пресвятой Богородицы, значит  и тропарь с кондаком будут  Рождества Богородицы.

✅ Тропарь и кондак святого, у которого день памяти совпадает с воскресным днем. Например, 26 ноября это день памяти  Иоанна Златоустого .

Старайтесь на Литургии вслушиватьсяться и разбирать слова. 

Надо иметь в виду, что сначала поют все тропари, а потом все кондаки.

МАЛЫЙ ВХОД на Литургии — что это?

Что происходит на воскресной Литургии сразу после  пения 3его Антифона ?

«…радуйтесь и веселиться, яко мзда ваша многа на  Небесех» — завершается 3-ий антифон, а в это время отверзаются Царские врата и происходит

Малый ВХОД с Евангелием.

( ВХОД в богослужении — это торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом которой является вход через Царские врата  в алтарь).

Священник берет с престола Св. Евангелие и  выходит, в предшествии алтарника со свечой  через боковую  дверь на амвон, останавливается в царских вратах и, возвышая  Евангелие,  возглашает: «Премудрость! ПрОсти!»   ЭТОТ возглас напоминает нам, что нужно стоять прямо и благоговейно, быть внимательными, сосредоточеными в мыслях. Святое Евангелие здесь символизирует выход на проповедь самого Господа Нашего Иисуса Христа.

При этом свеча в руках алтарника означает, что Слово Божие это Свет, пришедший в мир.

Потом  священник входит в алтарь и полагает св. Евангелие на престоле.

Хор в этот момент  торжественно поет:

«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу.

Спаси ны, Сыне Божий, Воскресный из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа»

АНТИФОНЫ воскресные на Литургии — ЭТО ЧТО?

Антифоны изобразительные или другое их название «воскресные» -это   ТРИ неизменяемых песнопения.

Два из них — это псалмы 102 и 145, а третий -слова из Евангелия- из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа.

Антифоны поются в начале воскресной
Литургии, сразу после ектении «Миром Господу помолимся…».

✅Слово антифон пришло к нам из древних Византийских богослужений, когда песнопения пели поочередно то правый, то левый хор. («Анти»означает напротив) Сейчас эта традиция почти везде утрачена и все три антифона поет один хор.

1ый Антифон:

«Благослови, Душе моя Господа…» — это радостный и светлый Псалом 102  из Псалтири царя Давида. В приходских храмах обычно поется в сокращении. Существует множество распевов этого псалма, и народных, и сочинённых известными композиторами.
Самый легко запоминающийся распев — так называемый греческий.  (Мотив очень похож на обиходный распев тропаря первого гласа на водосвтном молебне      «Спаси, господи, люди Твоя…»)

✅ 2ой Антифон —

это псалом 145, поют его без сокращений почти сразу за первым. Антифоны отделяет друга короткая ектения «Паки, паки ( что переводится со старославянского языка как «Еще и еще»)—  Господу помолимся»  и хор поет в ответ : Господи, помилуй!»

Распевы  у первых двух Антифонов  как правило одинаковы.

А текст здесь :

Антифон 2й воскресный (изобразительный)

ПСАЛОМ 145

Хвали, душе моя, Господа! Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь.

Не надейтеся на князя , на сыны человеческия, в них же несть спасения.

Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут все помышления его.

Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшего небо и землю, море и вся яже в них, хранящего истину в век, творящего суд обидимым, дающего пищу алчущим.

Господь решит окованные, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.

Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род.

ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ…

Перед третьим Антифоном поют Единородный Сыне… — древний строгий гимн, в котором очень коротко излагается наша вера в Иисуса Христа. Напевов существует множество — композиторских и обиходных. Наш хор тоже поет его по-разному. Завтра споём самый распространенный — обиходный- напев, он очень красивый.

Текст такой:

Единородный Сыне и Слове Божий, Бессмертен Сый,

и изволивый спасения нашего ради

воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии,

непреложно вочеловечивыйся,

распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый,

Един Сый Святыя Троицы,

спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

✅ Третий воскресный Антифон состоит из текстов Нового Завета.
Начинается с молитвы благочестивого разбойника, распятого со Христом:

♦♦♦Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем♦♦♦.

А потом следуют Заповеди блаженства, произнесенные Христом во время Нагорной проповеди:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротции , яко тии наследят землю.

Блажени алчущие и жаждущие правдя, яко тии насытятся

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.

ВСЕ ТЕКСТЫ  можно псмотреть у нас в храме в книжечках -последованиях Литургии. Эти книжечки  и распечатки с  текстами,  с переводом непонятных слов  и обьяснением действий священнослужителей всегда лежат на подоконниках. Пользуйтесь, пожалуйста, если что-то непонятно, или хочется следить за ходом службы.

Вот вкратце, если вдруг кто забыл, что такое воскресные Антифоны. Ну и запоминайте напевы, может споём как-нибудь и АНТИФОННО — ведь у нас поющая община!

ПАМЯТЬ ВОИНОВ — св. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ, великомученник.

Имя св.вмч.Димитрия Солунского тесно связано с почитанием воинов, отдавших жизни за други своя.

Поэтому и  большая заупокойная служба называется Дмитровская родительская суббота. (В 2023  году мы совершали ее 28 октября).

Св  вмч Димитрий родился в семье тайных христиан в конце III века  и прожил свою недолгую жизнь территории современной Греции. Он был,  говоря современным  языком,  военноначальником и губернатором г.Салоники.  

О его жизни,  о подвиге веры и чудесных явлениях мироточения  — здесь

https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij

 

ОТЦЫ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА. ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ ДЛЯ НАС ?

Святые отцы 7-ого Вселенского собора собрали опыт почитания икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру.

Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия.                           

Подробнее здесь :

https://pravoslavie.ru/121528.html?ysclid=lnydnrpx2p632469686

 

Троица 2022

Крестный ход с иконой Богородицы «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД»

25 октября в наш храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Дютьково прибывает чудотворная  икона Божией Матери «Избавительница от бед» Ташлинская и собирает нас на молитву.

Она пробудет у нас  полтора  часа с 14.30 до 16.00, а затем продолжит свое следование по храмам Подмосковья. Об истории обретения иконы и исцелениях, а также о Всероссийском казачьем крестном ходе  см. здесь:
https://palomnikodintsovo.ru/news/detail/restnyy-khod-s-ikonoy-bozhiey-materi-izbavitelnitsa-ot-bed/?ysclid=lnt4h0dksz690218279

 

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?

Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу.

Наверное, нет ни одного человека, который назвал бы свою жизнь легкой. Все мы болеем, сталкиваемся с несправедливостями, теряем близких и любимых людей, а в конце концов умираем сами, и все это не какие-то роковые случайности (хотя иногда так кажется), а самая верная закономерность. Ни в чем я не могу быть уверен так же твердо, как в том, что однажды умру.

Даже верующие люди, сталкиваясь с испытаниями, могут впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и пойти по пути Ивана Карамазова, который «вернул билет» Богу, создавшему, по его мнению, такой жестокий и несправедливый мир. Мир всеобщего страдания.

Что же, этот мир действительно тяжко болен. Таким его сделал грех, некогда совершенный нашими прародителями и наложивший отпечаток на всю последующую историю человечества. Но значит ли это, что нам остаётся только один вариант отношения к миру и создавшему его Богу — тот самый, карамазовский? Вовсе нет. Перед нашими глазами пример Девы Марии, Матери Господа Иисуса, над Которым жестоко издевались и Которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий. И в том, как Она прошла через них, — ориентир и надежда для всех нас.

А ведь начиналось все с призыва к радости.

Тезис 1.

«Радуйся!» — это было первое, что Мария услышала от Ангела.

После того, как совсем юная (по преданию, Ей не было еще и двадцати) Мария обручилась с Иосифом, Ей явился вестник от Бога — Архангел Гавриил и произнес: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:28). Узнав от Ангела, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:32), Святая Дева в самом деле обрадовалась; когда же предсказанное совершилось и Мария понесла во чреве Младенца, Она воспела пророческую песнь, слова которой мы повторяем во время вечернего богослужения: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:46–47, 48).

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино

Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона, которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:28–32, 34–35).

Тебе Самой оружие пройдет душу, «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями.

Тезис 2.

Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий

Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…

Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков

Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.

А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.

В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).

Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен

   Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными

Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канон Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.

Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:

«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Отречение Петра. Рембрандт

О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)

О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:

«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)

О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:

«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один брак, и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)

И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:

«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)

Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.

Тезис 4.

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — это свидетельство всецелого доверия Богу, которое позволило Деве Марии принять все, что Ей выпало пережить

Опыт, через который прошла Божия Матерь, очень близок всем нам. И не только потому, что каждый из нас, повторим это снова, обязательно терпит в течение жизни скорби, теряет близких и т. д. Ее опыт близок нам еще и потому, что мы точно так же, как Богородица, не можем точно знать, ради чего нам приходится так страдать. Святая Дева безусловно знала, что Ее Сын Иисус — Сын Божий. Но почему же Его, исцелившего стольких больных, накормившего стольких голодных, принесшего в мир такое возвышенное и прекрасное учение, всего Себя отдавшего на служение людям, почему Его гонят, злословят, хотят убить и в конце концов убивают?! За что?! Когда нас «накрывает» беда, когда страдают наши дети, мы задаемся схожими вопросами. И иногда — да, прямо скажем, не так уж и редко — в нас просыпается тот самый Иван Карамазов, сжимающий кулак, чтобы погрозить им в небо.

А Богородица? Она страдала молча. И это было молчание смиренного принятия всего, что приходит от Бога, потому что не происходит в мире ничего, что было бы Богом не предусмотрено. Во всем Евангелии нет ни единого намека на то, что Мать Иисуса усомнилась в Промысле Божием или пала духом. Мы не видим в Ней никакого возмущения, никаких попыток спорить с Богом — ни разу и нигде! Беззаветная преданность Господу — главное, что характеризует личность Девы Марии. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему — эти слова Божия Матерь пронесла через всю Свою жизнь.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Успение. Джотто ди Бондоне

Есть в евангельской истории один момент, когда Дева Мария словно бы ставит под сомнение Промысл Божий. Архангел извещает Ее о грядущем рождении Сына, а Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34) Но этот вопрос выражает вовсе не неверие, а всего «лишь Ее детское целомудрие и простодушие» — объяснял святитель Николай Сербский (1881–1956). Из уст современного человека, «находящегося под бременем законов природы», этот вопрос действительно вышел бы скептическим: «Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас — удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия», — писал святитель Николай.

Нигде в Евангелии мы не видим, чтобы в Богородице проявлялось столь свойственное некоторым матерям желание контролировать своих детей, реализовать себя в них, навязать им свою волю. Когда на свадьбе в Кане Галилейской заканчивается вино, Она всего лишь мягко обращает внимание Сына на возникшую неловкость: вина нет у них (Ин 2:3). И, видя, что Тот не спешит творить чудо, призывает служителей (обратившихся, как видно, сначала к Ней) поступить по слову Иисуса: что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). В этих словах — самая суть Ее личного отношения к Сыну, а вместе с тем и послание Богородицы всем нам. Что скажет Он вам, то сделайте.

***

В день Успения Пресвятой Богородицы, согласно церковному преданию, к Ее одру явился Сам Христос, чтобы стать Ее спутником в Царство Небесное. А с тех пор, как Божия Матерь взошла на Небо, Она Сама сделалась, по вере христиан, сильной Заступницей, способной избавлять души усопших от козней темных духов и беспрепятственно возводить их в горнии обители. Эта мысль ясно звучит, например, в одной из молитв службы повечерия, обращенной как раз к Богородице: «…И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи: в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи».

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) говорил, что невиданное смирение дало Богородице способность даже простить людям убийство Ее Сына — и именно это поставило Ее на такую недосягаемую высоту в Церкви. Мы вправе обращаться к Ней как к Заступнице Усердной именно потому, что можем Ей сказать: Ты умела простить тех, кто убил Твоего Сына; прости и меня — Он умер за мои грехи тоже.

Такое безоглядное доверие Промыслу Божию и неосуждение людей и есть то самое, чему мы могли бы научиться у Божией Матери. Мы все проходим через страдания. Но только от нас зависит, примем ли мы их с доверием к Богу — или озлобимся и начнем упрекать Его или кого-то из наших ближних в наших несчастьях.

ЕКТЕНИЯ — что это?

ЕКТЕНИЯ -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй», или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.


Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Почему Великим Постом ПРАЗДНУЕТСЯ ПАМЯТЬ СВТ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 (Из книги «Великий Пост», священник Александр Шергунов):

Во 2ю Неделю  Великого Поста, Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас.

Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни.

Это может означать только одно:

что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме.

Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.