7 ВОПРОСОВ про 3 РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТЫ

В небольшой статье по ссылке ниже рассказывается простым языком о том, почему в Великий пост мы служим по субботам  родительские поминальные службы.

http://duhovhram-kzn.ru/biblioteka/73-stati-i-intervyu/1386-7-voprosov-pro-tri-roditelskie-subboty
На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

О том, почему именно субботы (а не четверги, например) и зачем поминать умерших — в семи вопросах, на которые мы коротко ответили.

mit 2546 82775

Почему умерших поминают именно в субботу?

В Великий пост совсем немного дней, когда можно служить полнуюЛитургию, во время которой есть поминовение усопших — по будням (и то, не всегда) служится Литургия Преждеосвященных Даров, а воскресные дни приурочены к особым Евангельским событиям.

Единственный вариант — суббота. Поэтому их так и стали называть: «Родительские поминальные субботы». Под родителями здесь имеются в виду все почившие родственники. И конечно, в эти дни можно поминать не только родных, а всех крещеных усопших. Исключение — самоубийцы.

Каждую пятницу накануне субботы в Великий пост служится Парастас, а в субботу заупокойная Литургия.

А что такое Парастас, каково его значение, почему он совершается в Великий пост, ведь это время покаяния в первую очередь?

– С греческого языка Парастас переводится как «ходатайство». Обычно Парастас служится накануне родительских суббот( или в субботу).Особенность этой службы в том, что ее песнопения и молитвы в основном об упокоении умерших, как на панихиде. Основа Парастаса – утреня, на которой вместо полиелея духовенством совершается чтение 17-й кафизмы (заупокойная) посреди храма.

Почему именно постом?

 Действительно, пост – это время сугубого покаяния, и при этом почти каждая суббота родительская. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «покаяние свидетельствуется не словами, а делами» – делами любви и милосердия. И естественно, дела милосердия и любви должны простираться не только на живых, но и на умерших. Таким образом, во время поста мы выражаем молитвой свою любовь к усопшим, совершаем в отношении их дело милосердия и исполняем заповедь о любви. Это духовная причина. А есть еще и Уставная: во время поста в будние дни не совершается полная Литургия, не приносится бескровная Жертва, в том числе за усопших. И суббота – это первый день недели, когда вновь совершается полная Литургия, потому и творятся особые молитвы за умерших.

mit 2518 74223

Можно ли считать, что во время заупокойных служб мы духовно соприкасаемся с загробным миром?

– Безусловно. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Во время богослужения Церковь земная непосредственным образом соединяется с Церковью Небесной… Здесь уже нет ни времени, ни пространства, нет живых и умерших, но все едины в Господе.

mit 2535 49702

– Можно ли во время заупокойных служб думать об умерших, рисовать в воображении их образ? Как правильно молиться на таких службах?

– По учению святых отцов Православной Церкви, во время молитвы мы должны избегать какой бы то ни было мечтательности, чувственных воображений. Преподобный Никодим Святогорец говорит так: «Знай, что Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места… и хотя везде есть, но превыше всего; то есть Он есть вне всякого воображения». Не нужно стараться искусственно вызвать в себе образы умерших и события, связанные с ними, тем более «рисовать» в воображении их образы. Это бессмысленно и даже духовно опасно. Но в то же время естественные для нас воспоминания о близких (в том числе их лиц и слов, их любви к нам) рождают в нас чувство печали и скорби о дорогих людях и этим самым обновляют в нас любовь к усопшим. В этом нет ничего плохого. Любовь нужно обращать в молитву об умерших. Ведь любовь и память – самый лучший стимул и наполнение для молитвы о наших дорогих родных и близких. Конечно, было бы хорошо каждому верующему в течение поста посещать и все вечерние Парастасы, и утренние Литургии по субботам, после которых совершается панихида по усопшим.

Ведь мера нашего усердия в этом труде – это мера нашей памяти и любви к усопшим. А когда ещё потрудиться, если не постом?

mit 2434 44196

Можно ли молиться о некрещеном покойнике?

Можно, но дома. Так как этот человек при жизни не стал членом Церкви (а Таинство Крещения подразумевает именно это), то и смысла нет после смерти стараться его туда «затащить». Но какова его посмертная участь мы не знаем, она остается на усмотрение Господа. Многие святые говорили о том, что те люди, которые не знали Евангелия или их знания были искажены, будут судимы Богом не так, как те, кого достигла Благая весть. Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их память.

 7r38403 26302

– А когда нужно посещать кладбище и для чего?

– Кладбище, как и храм, – также дорогое и святое место для христиан. Церковь всегда с благоговением относилась к телам усопших, памятуя слова апостола Павла, что тела христиан – храм Духа Святого (1 Кор. 3:16). Так же и к местам захоронения отношение у верующих должно быть трепетное.

Наверное, уместно посещать места упокоения наших родных в дни их памяти, в дни сугубого поминовения усопших, а по возможности и чаще. Например, в день рождения или день смерти близкого очень
желательно пригласить на кладбище священника, чтобы совершить панихиду на могиле.

Разумеется, никаких «трапез» на кладбище совершать не положено. Это языческие вредные пережитки, которые необходимо искоренять. Они особенно популярны были в атеистический период, когда люди без веры в Бога считали своим долгом приносить на кладбища закуску и спиртное, оскверняя таким образом память об усопших. Задача каждого православного христианина пояснять знакомым и родственникам,
что на кладбищах мы должны молиться о душах усопших, но никак не «пировать» на могилах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *