Дорогие братья и сестры!
В день праздника, посвященного Небесным Силам Бесплотным, ЦЕРКОВЬ обращает наше внимание на ту духовную жизнь, которая происходит внутри каждого из нас. Враг рода человеческого предлагает нам всяческие искушения, с которыми нам приходится бороться. Если бы мы были предоставлены самим себе, мы бы никогда не смогли бы победить в этой духовной битве.
Но у нас есть великое воинство, которое стало на Божию сторону еще в начале творения мира. Во главе с Архистратигом Божиим Михаилом оно ведет великую духовную брань добра со злом. И мы здесь находимся под покровительством Небесных Сил бесплотных , каждый из нас под покровом своего Небесного Ангела-Хранителя, а все вместе под защитой бесплотного могучего воинства, во главе с Архангелом Михаилом.
О том, какое оно, это воинство Серафимов, Херувимов, Архангелов, Ангелов нам дано знать очень немного. Все наши познания черпаются из написанной в I веке книге «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, современника апостола Павла. Об Архангеле Михаиле известно больше.
Архангел Михаил в Священном Писании
Архистратиг Михаил — главный среди всех небесных чинов. СТРАТЕГ — это по- гречески «воин», АРХИ — «главнейший», т.е. самый главный предводитель небесного воинства.
Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).
Имя МИХАИЛ в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принестилюдям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.
Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).
Архангел Михаил первым призвал всех ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.
Собор небесных сил бесплотных — что это?
Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти.
Бесплотные силы разделены на 9 ангельских чинов
Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:
Первый лик ангелов
- Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
- Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
- Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).
Второй лик ангелов
- Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
- Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
- Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).
Третий лик ангелов
- Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
- Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
- Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).
Над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.
Священное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы — это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).
Непостижимость ангельского мира
В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).
О роли архангела Михаила
Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.
Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).
Как защитник и покровитель иудейского народа, Архангел Михаил предводительствует израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от Моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Обетованной земли (Нав.5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает Ангелом Хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.
Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:
- Иисус Христос после своего сошествия во ад, вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай («Евангелие от Никодима»).
- Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим («Откровение Павла»).
- Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).
Большая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований приАнтихристе.
В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены, будут записанными в книге» (Дан.12:1). Такое представление о Михаиле нашло своё отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
С давних времен архангелМихаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своимпредставителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного Суда. Согласно греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.
Тропарь архистратига Михаила (гл.4)
Небесных воинств Архистратиже,
молим тя присно мы недостойнии,
да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы,
сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия:
от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних сил.