«БЛАГОСЛОВИТЕ, батюшка…» Что это значит?

Батюшка, благословите!
мы часто   в храме слышим  эти слова и видим  людей, спешаших к священнику. Они держат ладони сложенными лодочкой, правая рука сверху. В ответ  священник осеняет их  крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС   — Иисус Христос, произносит «Бог благословит! «, а затем опускает руку в ладони просящего благословения. 
Откуда идет эта традиция и что она означает?
Эта традиция основана на евангельких событиях: Иисус Христос благословил апостолов перед Своим Вознесением на небо. Об этом написано в  последних строках  Евангелия от Луки  глава 24.
«…И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их «(Лк 24:50). 
Когда мы просим благословения у священника —  то через его руку нас  благословляет сам Господь  также , как Он благословлял апостолов.

Нужно ли целовать руку священника ?  —   В православии существует  благоговейная традиция целования руки священника. Но не потому, что священник святой, или очень сильно по-человечески нравится, а потому, что этой рукой он совершает таинство Евхаристии, и мы целуем  невидимую руку Самого Христа Спасителя. Целовать  или нет  —  это кто как хочет, можно не целовать. Никто не обидится.  

У кого можно брать благословение?

Благословение просят у  священников, иеромонахов и архиереев ,епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию- таинство преосуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если вы хотите взять благословение у нескольких священников, стоящих рядом, то сначала нужно попросить благословения у старшего по званию.

В женских монастырях можно брать благословение у игумении.

Нельзя брать благословение у дьяконов, иеродьяконов, алтарников, чтецов и прочих, присутствующих в алтаре мужчин.  Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.

Благословение — это обязательное приветствие при встрече  со  священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
Когда можно просить благословения у священника?
— перед важными  поступками, путешествиями и событиями в своей жизни,
— после исповеди
— при встрече и прощании со священником, если при этом вы не отвлекаете его от какого-то важного дела.  Тем самым вы получаете благословение на свое намерение и желание всегда оставаться  в лоне Церкви под покровом Божиим.
Более подробно о священническом благословении и церковном этикете можно прочитать по ссылке.

О священническом благословении — свящ. Андрей Дудченко» https://azbyka.ru/o-svyashhennicheskom-blagoslovenii

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

21 ноября Русская Церковь празднует Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Архистратиг Михаил на протяжении всей человеческой истории оказывался оружием Божественного вмешательства в мировые события и всегда являл свою помощь по молитвам верующих. О первом среди ангельского воинства и церковном празднике – в нашем материале.

Архангел Михаил

Святой архангел упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете и почитается не только у христиан, но и у мусульман и иудеев.

Икона Архангела Михаила, преподобного Андрея Рублева, 1408 г.

Имя Михаил в переводе с древнееврейского буквально означает вопрос: «Кто как Бог?».

Когда Бог сотворил ангельский мир, Он установил среди них иерархию, во главе поставив  Денницу, возгордившегося и ставш.  Когда он  возгордился и поднял восстание против Создателя, вопрос «кто, как Бог?» был задан сатане Архистратигом Михаилом, проявившем верность Господу. Архистратиг возглавил небесное воинство в битве против Денницы и восставших вместе с ним ангелов. Так мы узнаем о первой победе небесного полководца, который не раз придет на помощь людям.

Имя Архангела Михаила упомянуто несколько раз лишь в книге пророка Даниила, но Предание гласит, что бесплотный заступник указывал израильтянам дорогу во время их исхода из Египта, помог Иисусу Навину сокрушить Иерихон, а осквернителя Иерусалимского храма Илидора поразил ударом копыт своего небесного коня.

Кроме того, полководец Божественного воинства уничтожил 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба и спас отроков Ананию, Азария и Мисаила от сожжения в печи.

В Новом Завете Архангел показан как решительный, но полностью отдавший свою волю Богу воин.

Соборное послание апостола Иуды рассказывает о споре Архистратига с дьяволом о теле пророка Моисея. Люцифер пытался доказать свою власть над телом святого за убийство египтянина. По свидетельству апостола, Михаил не осуждал дьявола за высказывания, но говорил: «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9).

В апокалипсисе Иоанна Богослова Архангел Михаил сражается с «великим драконом», которого небесное воинство в конце концов одолело и низвергло на землю с небес.

Главнокомандующий Архистратиг Михаил

Архистратиг Божий Михаил, фреска в храме

Главнокомандующий – именно так переводится непривычное современнику слово «архистратиг» с греческого языка на русский.

Подвиг Архангела в доисторический период предопределил его миссию – стоять на страже закона Божьего.

Митрополит Макарий Московский называл Михаила оружием против дьявола, а сам Архистратиг в православной традиции всегда символизировал покровителя всех христиан, выступающих против сил зла.

В апокрифах Архангелу приписывается роль судьи душ на Страшном Суде, что вылилось в почитание бесплотного ангела как защитника душ усопших. Именно Архистратиг Михаил возносил на небо души Пресвятой Богородицы и Авраама.

Широкое почитание среди русских христиан Архангел получил и благодаря ряду чудес, связанных с его появлением в тех или иных исторических ситуациях.

Чудесное вмешательство

Архипп Херотопский из города Колоссы много лет служил алтарником в храме, построенном в честь Архангела Михаила одним из жителей города. Дочь мецената получила исцеление в источнике близ населенного пункта. Местные язычники питали злобу к Архиппу за праведную жизнь и однажды решили разрушить  храм, и убить праведника. Соединив рвом две быстротечные реки, злодеи рассчитывали на быстрое решение своего вопроса, но по молитвам Архиппа явился Архангел Михаил, ударил по скале железным посохом и вся вода, угрожавшая церкви и жизни благочестивого алтарника устремилась в расселину. С тех пор город так и стали называть Хоны, что переводится как «расселина».

Волоколамский патерик описывает чудо спасения Великого Новгорода от нашествия хана Батыя в 1239 году. Архангел явился ордынскому хану и запретил захватчику идти на города. Позже Батый, оказавшись в Киеве, увидел на храмовой фреске изображение Архистратига Божия и воскликнул: «Вот кто помещал мне пойти на Великий Новгород!».

Икона Архангел Михаил с чудесами, которые он явил

В середине XVII века Россия вела войну с поляками под знаменем освобождения православных христиан на западнорусских землях. Зимой 1655 года Новгородский полк получил от государя новое знамя с изображением Архангела Михаила на золотом крылатом коне. Именно новгородцам было поручено штурмовать Брест, занятый, как предполагала разведка, небольшим польским гарнизоном. Однако во время штурма из-за неслаженных действий и тактических просчетов русское войско понесло большие потери и попало в окружение. Солдаты готовились к смерти и перед финальным сражением вознесли соборную молитву небесному покровителю полка – Архистратигу Михаилу. По рассказам поляков, когда русские пошли в атаку, над ними явился образ Архангела с огненным мечом. Вражеское войско было чудесным образом сокрушено в разы меньшим по количеству солдат полком новгородцев. В память о славной победе в Бресте был построен храм в честь Архангела Михаила.

Народные традиции праздника Михайлов день

На Михайлов день – как называли праздник на Руси – верующие люди шли в храмы на богослужения, а после устраивали праздничное застолье. Крестьяне загоняли скотину на зиму в хлева. До Рождественского поста оставалась неделя, потому Михайлов день мог становиться началом подготовки к заговенью. Верующие, как правило, в местах, где храм был посвящен Архангелу Михаилу, приглашали к себе домой священника отслужить молебен, а община могла организовывать масштабные крестные ходы.

Верный Богу

Архангел Михаил повергает дьявола,  картина Виктора Михайловича Васнецова, 1914 г. 

Когда восстал Денница, Михаил задал один вопрос: «Кто может быть Богом, кроме Бога?». Это риторическое воззвание Архангел Михаил адресовал зазнавшемуся предателю и тем самым уже одержал победу, приведя дьявола в замешательство, показав ему ничтожность и бессмысленность миллионов горделивых намерений.

Михаил обнажил меч и повел ангелов в свой первый бой. Он победил, не потому, что был подготовлен, а потому, что с ним был Бог. Мы часто сокрушаемся житейским поражениям, но редко спрашиваем себя, насколько наше делание нужно Создателю? Все бессмысленно, все теряет свою положительную природу в человеке, если он теряет Бога.

Зло, которое, к сожалению, не иссякает в мире, может быть побеждено только добром. Добро – это наша воля, устремленная к Богу. Наш вектор правильного движения, последовательный порыв души, способный изменить не только нас, но и мир вокруг нас возможной вспышкой Божественного Света внутри человека.

Еще не были сотворены люди, а Господь уж показал мужчине первый пример его духовной природы: сопротивление злу, а более того, удержание мира в собственной зоне ответственности от этого пожирающего пространство жизни змия. Увидев очередное проявление древнего зла в нашем падшем мире, мы всегда можем вспомнить решительный и лаконичный девиз Архангела Михаила: «Кто как Бог?». И вступить в непримиримую битву во имя торжества добра с надеждой на непременную победу. Небесный полководец нас не оставит.

ВЫСТАВКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХУДОЖНИКОВ ПРОХОДИТ в с. ЕРШОВО с 21 октября по 21ноября

Дорогие братья и сестры!

Постарайтесь найти возможность посетить  выставку работ художников и графиков в с.Ершово!

ОДИНЦОВСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИГЛАШАЕТ  всех желающих НА ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ  ВЫСТАВКИ  21 октября во вторник  в 15.00. 

ПЕШЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО к мощам преподобного Саввы Сторожевского

22 июля 2025 г (вторник)  прихожане нашего храма вместе с настоятелем традиционно уже седьмой год подряд отправляются в пешее паломничество   из деревни Дютьково в Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Саввы, небесного покровителя Звенигородского уезда. Идем налегке два дня, по пути одна ночевка в палатках.  Тяжелые вещи (палатки, спальники, еда) привозят на машине добровольцы. Возраст участников от 5 до 70+. Дети идут только  с сопровождающими их взрослыми.  По дороге мы обычно заходим в храмы Воскресения Словущего в с. Васильевское и в Никольский храм в д.Луцино.

В Богородице Рождественском  монастыре оказываемся вечером 23 июля.  Успеваем немножко отдохнуть и подготовиться к  причастию. 24 июля надеемся причаститься на Литургии, пропеть Акафист преподобному Савве  Сторожевскому и  поклониться его святым мощам в Рождественском соборе. После этого трапеза и экскурсия. Возвращаемся из монастыря  на транспорте. Ориентировочно время прибытия обратно в Дютьково 24 июля четверг в 14.00.

Желающие присоединиться пешком на весь маршрут или частично , или поддержать паломников  с подвозом вещей, звоните по тел. +7 967 145 39 89 — Екатерина. Можно также писать смс или воцап на этот же номер.

О САМАРЯНКЕ — 4 глава Евангелия от ИОАННА

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ по ПАСХЕ. О САМАРЯНЫНЕ (по материалам сайта ФОМА.РУ)

Неделя пятая. О самарянке. Простодушная

Христос и самаритянка у колодца (отзеркаленный фрагмент). Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88

17 мая 2025 года в храме читается отрывок из Евангелия от Иоанна  —  «О самарянке».

Простодушная.

Фотиния — согласно Преданию, именно так звали самарянку, которую Господь встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Этому событию посвящена пятая Неделя ( 5-ое Воскресенье) по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме».

Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

АРТОС — что это, как с ним поступать.

Вечером в субботу после Пасхи верующие могут получить в храме кусочек АРТОСА.

На вечернем богослужении происходит раздробление и раздача Артоса, освященного на Пасхальной службе ( примерно около 19.00). Если будут остатки, то их раздадут на Литургии в Воскресенье на Анти-Пасху.

Подробнее о том, что такое Артос:

Артос (греч. квасной хлеб) – это особая большая просфора цилиндрической формы, на крышке которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова или Креста.

•В Типиконе артос назван просфорой всецелой. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии, с другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности, Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

•Всю Светлую седмицу, в промежутках между богослужениями, освященный артос находится на специальном аналое в Царских вратах, а во время богослужений – перед иконой Спасителя.

• С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу, символизируя этим, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви.

•В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве на литургии читается особая молитва на раздробление артоса, после чего он разрезается и раздается участникам богослужения.

• Частицы артоса благоговейно хранятся верующими и употребляются ими натощак в скорбях и болезнях как духовное врачевство.

• Однако свт.Феофан Затворник предупреждает: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если их нет, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».

• Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

ОБ УНИКАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ

 Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем.

 Суббота Лазаря и следующая за ней Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим) до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

 ♦Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения.

♦ Так, после кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися.

♦Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.

♦Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы.

♦За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

♦ В ексапостиларии этого дня, читаемом на Славу, и ныне звучат слова ап. Павла (1 Кор.15:55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

♦ Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

♦ В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник.

(azbyka.ru).

МАРИИНО (АНДРЕЕВСКОЕ) СТОЯНИЕ

В начале Великого поста все мы настраивались на покаяние, четыре дня подряд вслушиваясь в слова Великого канона преподобного Андрея Критского. Но если Вы всё же не смогли тогда присутствовать за богослужением, то ещё можете послушать Великий канон во время утрени четверга пятой седмицы, здесь он читается целиком. Вместе с чтением канона Святая Церковь назидает присутствующих за богослужением и чтением жития преподобной Марии Египетской. История её жизни показывает, что спасение возможно для каждого человека, возлюбившего Бога всем своим существом, даже для самых великих грешников. Да, путь этот многотруден – 17 лет в посте и молитве Мария искупала ошибки юности – но возможен. Поэтому у христианина нет права на отчаяние и лень.Мария с 12 лет промышляла блудом в Александрии Египетской.Однажды она решила соблазнить паломников, которые отправлялись в Иерусалим, и взошла с ними на корабль. Так блудница оказалась у Гроба Господня, где духовно прозрела и слёзно раскаялась в совершённых грехах и получила откровение от Бога искоренить свои страсти в Заиорданской пустыне. Старец Зосима, написавший житие подвижницы, свидетельствовал, что к концу жизни преподобная Мария переходила Иордан по водам, знала всё Священное Писание, никогда не держав его в руках, обладала даром прозорливости, а во время молитвы на локоть воспаряла над землёй.

 

 

Особенности будничных служб в Великий Пост

Оказывается, если Великим Постом бывать в храме только по Воскресениям, то можно не заметить, что идёт Великий Пост! Различия в службе видны только в будни — всё другое, например;
☑️необычные напевы «Господи, помилуй», и другие песнопения
☑️ Каждый час по 16 обязательных поклонов
☑️ священник поет вместе с хором,
☑️ Звонит маленький колокольчик в алтаре, это знак, чтобы вовремя встать с колен
☑️ И многое многое другое, значимое и уникальное..
Обязательно Великим Постом постарайтесь зайти в храм на будничную службу, хотя бы на некоторое время!

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

И всё-таки самое главное во время Масленицы — подготовиться к Великому Посту:
✅ Не переедать, иначе тяжело будет делать поклончики.

✅Спланировать свое время или даже взять отгулы на работе так, чтобы в первую седмицу поста  быть  вечерами с понедельника по четверг в храме на Великом Покаянном Каноне Андрея Критского.

✅Продумать, когда сможешь причаститься на Литургии Преждеосвященных даров, которая  будет в нашем храме по средам.

✅ Наметить себе день, когда сможешь посетить службу в храме в будний день. Именно в будни особенно ощущается величие и красота постового богослужения. Будничные службы  Великого Поста сильно  отличаются от воскресных и непостовых богослужений.  Они длинные, в них очень много чтения, изредка звучат прекрасные и печальные песнопения, колокольные звоны однообразны, много поклонов.   По выражению одного прихожанина «это совершенно другая реальность» Если есть возможность и желание сразу в нее погрузиться,  нужно  побывать хоть один раз в храме утром на Великопостной Утрене и Часах.