2 января — день памяти святого ИОАННА КРОНШТАДСКОГО

Святой праведный Иоанн Кронштадский (1828 -1908 гг) прославился как «великий пастырь всея Руси» начала XX века.

Молодой священник был отправлен в пригород столицы, где ему приходилось окормлять контингент людей, сосланных в эти края за административные правонарушения. Отец Иоанн сумел стать для них родным человеком.
Жертвенное служение, заставлявшее буквально отдавать последнее (включая жалование и сапоги) вскоре вернулись сторицею: прославившись в народе, Иоанн начал получать обильные пожертвования от меценатов. Огромную милостыню священник раздавал и вкладывал в социальные проекты. Например, купил пароход, на котором путешествовал с проповедью по стране, а также открыл детский дом.Отец Иоанн получил и дар чудотворений: обращавшиеся к нему по телефону или в письмах люди после молитвы батюшки, узнавшего о проблеме, получали ее решение. Упокоился народный пастырь до революции, не застав трагедию, развернувшуюся в жизни русской нации.

 

СОБОРОВАНИЕ — часто задаваемые вопросы

21 декабря 2024 г. в 12.00  в Дютьково в храме  Рождества Пресвятой Богородицы состоится таинство Елеосвящения или другое название его  — Соборование.

приходите, за прощением забытых грехов, за исцелением и подкреплением в болезни.

Часто задаваемые вопросы по поводу Соборования:

1. Если уже соборовался Великим Постом и в Петровский Пост, можно ли сейчас собороваться опять?

Ответучаствовать в Таинстве Соборования  можно не только Великим Постом, но и в иные периоды, (а тяжкоболящим можно хоть ежедневно) .Соборование — это Таинство. А участие в Таинствах — это всегда действие Божией благодати, и христиане ищут возможности ощутить эту благодать как можно чаще.

2. Если человек болен и не соблюдает пост, можно ли собороваться?

Ответ: если человек болен  —  нужно собороваться. Соборование напрямую с постом не связано. Болящим людям, а так же кормящим мамочкам и  беременным,  как и людям ,выполняющим тяжелую физическую работу допускаются послабления в  вопросах постной еды

3.Нужна ли исповедь перед соборованием или после него? 

Ответ: Церковь не требует обязательной исповеди и причастия перед Соборованием или после него.   Но христиане стараются найти возможность, чтобы исповедаться и причаститься в ближайшее к Соборованию время

4. КАК ПРОХОДИТ СОБОРОВАНИЕ?

Ответ: В нашем храме СОБОРОВАНИЕ длится примерно полтора часа, совершается двумя или одним священником. Сначала слушаем молитвы, Псалтирь, Апостол, поются стихиры, а затем священники по очереди 7 раз читают Евангелие и после каждого чтения помазывают маслом людей.

5.Как подготовиться к Соборованию?

ОТВЕТ:
♦ Нужно придти в храм минут за 10-15 до начала

♦взять свечки для зажигания во время чтения Евангелия — вам будет достаточно одной. (Можно также поставить свечки к иконам, написать записки на воскресную Литургию , заказать Сорокоуст и прочее)

♦записать в тетрадку свои имена для Соборования,

♦можно принести свое масло и рис для освящения, чтобы забрать их потом домой или принести пустую свою маленькую баночку, куда вам нальют остатки освященного масла

♦Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья.

♦ Салфетки для вытирания излишков масла раздадут в храме, а потом соберут их для сжигания. Выбрасывать их нельзя.

6. Что еще нужно знать о соборовании?

Ответ: Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а во время Постов все верующие стараются пособороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тихвинская икона Божией Матери — одна из икон, написанных по преданию, святым апостолом и Евангелистом Лукой.
Она относится к распространенному типу изображения Богородицы, носящему название Одигитрия. Характерной особенностью Тихвинской иконы является расположение стоп Младенца, когда видна́ Его Пяточка.
Название ТИХВИНСКАЯ возникло в конце 14 в, когда икона исчезла из Константинополя и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.
Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города ТИХВИНА. Там в Успенском монастыре икона пребывает и настоящее время, хотя и покидала Россию в период церковных гонений 20 века.
Именно с этой иконы написано множество списков, которые также продолжают изливать чудеса и милости на всех болящих, страждущих, бездетных и гонимых.

В 19 в. список ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ из Воскресенского Гори‌цкого монастыря на Вологодчине по молитвам насельниц и игумении открыл на территории обители источник с чистейшей водой. Икона стала являть многочисленные исцеления болящих, что продолжается и до наших дней. В безбожном 20 веке монастырь стоял разоренный и опустошенный вплоть до 90х годов. Но как только началось восстановление монашеской жизни к монахиням пришли местные жители и принесли эту икону в монастырь. Почерневшая Тихвинская икона сама собой стала светлеть, и это привлекло к образу большой поток верующих. Бездетные обретали чадородие, болящие исцелялись, а тяжёлые жизненные обстоятельства верующих по молитвам Пречистой складывались самым благополучным образом.

Чудотворный образ стоял в храме без киота и от частых прикосновений нижняя часть иконы повредилась, поэтому ей потребовалась реставрация и новый киот.

Сейчас икона возвращается на свое место. А у нас с Вами есть возможность приложится к святыне и молить Владычицу Небесную спасти нас и помиловать.

 

С праздником ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ! 2024 г

Дорогие братья и сестры! 

Кажется совсем недавно,  21 сентября,  мы отмечали  престольный праздник нашего храма  — Рождество Богородицы, первый  двунадесятый праздник  церковного нового года.  А вот уже и зима, и белый снег, и совсем близко  следующий великий праздник, посвященный Богородице.

«Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» 

 —  так полностью называется событие, которое Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря . 

3 декабря  вечером накануне праздника  в храмах как правило  совершается торжественная служба с литией и полиелеем, с праздничными стихирами и величанием  Пресвятой Богородице.   После помазания и раздачи освященного хлеба начинается Канон.

Во время Канона   мы с Вами услышим не только  песнопения, посвященные празднику Введения, но также и  запевы  (ирмосы) из службыРождества Христова:

«Христос раждается, славите …!»,

И мы их обязательно узнаем и запомним, потому что, начиная  с праздника Введения , мы будем  слышать  их на  УТРЕНЯХ во все дни Филиппова поста,     и это значит, что  скоро-скоро Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа ! 


В статье, составленной по   материалам сайта FOMA.RU     ,   рассказывается  о празднике Введения во храм и об  иконе праздника, даются тексты основных песнопений, а также слово митрополита Антония Сурожского  на день празднования:
Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

04 декабря  православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу.

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение в приходском храме  состоит из всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является /и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения //Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы:

  
Величаем тя, / Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень // вхождение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский.  ПРОПОВЕДЬ на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ — АРХИСТРАТИГ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ

На фото: Икона АРХАНГЕЛ МИХАИЛ.

Дьяконские врата. Ильинский придел. Храм Рождества Богородицы в Дютьково

В переводе с греческого «ангел» – это «вестник». Ангелы часто являлись людям, чтобы возвестить волю Божию или предупредить об опасности. Также каждому христианину Бог даёт ангелов-хранителей для защиты от опасностей.

21 ноября мы почитаем всё ангельское воинство во главе с их архистратигом – архангелом Михаилом.
Ангелы, служебные духи, были созданы Богом в начале времён, ещё до творения человека. Затем некоторые из них возгордились, отпали от Создателя и были низвергнуты с небес верными Всевышнему ангелами.

Теперь тех гордецов мы называем демонами, а сохранивших верность Господу по-прежнему именуем ангелами. Они с радостью и по доброй воле служат Богу и стремятся помочь нам, людям достигнуть совершенства, обожения.

В римском календаре Новый год праздновали в марте, и ноябрь был девятым месяцем. Поэтому именно в ноябре было принято чтить состоящее из девяти чинов ангельское воинство:

серафимов,

херувимов,

престолов,

господства,

сил,

властей,

начал,

архангелов и

ангелов.

Все небесные силы возглавляет Архистратиг Михаил и семь других высших духов – Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил – каждому из которых Бог поручил разную службу.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных установили на Лаодикийском соборе в начале IV века, чтобы упредить христиан от поклонения ангелам, как творцам мироздания и утвердить их правильное почитание, как помощников Бога Вседержителя.

О чём молятся архангелам и ангелам?

Ангелов просят о защите в моменты опасности, о помощи в принятии верного жизненного решения, о даровании здравия душе и телу, о помощи в работе.

☦️Проповедь митрополита Антония Сурожского об Ангелах- хранителях и о предводителе Небесного Воинства — Архистратиге Михаиле:

https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/49927.html

МОЩИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО — даты пребывания в храмах Одинцовской и Красногорской епархии иконы с мощами.

Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский и его ЧЕТЬИ МИНЕИ.

10 ноября Церковь чествует  свт. ДИмитрия, митрополита Ростовского.

Святитель ДИмитрий Ростовский (1651 -1709)  —   великий русский святой.

Больше всего нам  он известен как автор и составитель издания  «Четьи Минеи», т.е.  житий святых. 

В дореволюционной россии Рассказы из этой бессмертной книги передавались устно и переписывались от руки. 

ПОДРОБНО об истории составления житий святых и о трудах свт Дмитрия Ростовского  здесь:

 https://drevo-info.ru/articles/1346.html?ysclid=m392hompfj190135294

 

ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА — ЧТО ВАЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШИХ

Субботу поминовения усопших накануне праздника в честь великомученика Димитрия Солунского в Русской, Сербской и Болгарской Церквях принято называть Дмитриевской.  Память вмч Димитрия Солунского отмечается 8 ноября, а заупокойную родительскую службу Устав предписывает служить в ближайшую субботу перед 8 ноября. Таким образом дата Дмитриевской Родительской субботы всегда немножко отличается год от года.

В 2024 году она приходится на 2 ноября. Согласно преданию, установлен этот поминальный день на Руси был  Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле русских воинах. Со временем на Дмитриевскую субботу стали поминать всех усопших.

Что же мы можем сделать для   дорогих нам людей — христиан,   кого уже не вернешь в этот мир ?

Лучшее, что мы можем сделать   — это молиться за них, и в личных молитвах дома, и в храме за богослужением.

 В Дмитриевскую родительскую субботу очень правильно будет придти в храм  в пятницу вечером  на ПАРАСТАС и подать записки с именами, чтобы священник называл их во время чтения псалмов, пения  канона, а все присутствующие в храме молились бы ко Господу о прощении грехов тех, кто сам уже за себя молиться не может.

В Родительскую субботу особое поминание усопших происходит и во время ЛИТУРГИИ, когда  священник совершает проскомидию и вынимает частицы  просфоры за усопших. Не забудьте также подать в храме записки с  их именами для поминания на проскомидии.

Завершается Дмитриевская Родительская суббота  ВЕЛИКОЙ ПАНИХИДОЙ, где  также будет происходить по-именное поминание ушедших в мир иной, а наши  усердные молитвы будут прерываться  печальным и торжественным песнопением «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» и «Царствие Небесное».

Такая большая заупокойная служба  —  последняя в этом году.  Следующая родительская суббота  будет только  22 февраля 2025 г.

ПОДРОБНЕЕ о заупокойном богослужении:

https://afanasiy.net/voroncov-chto-takoe-parastas

 

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ.

Толкование паремий на Всемирное Воздвижение Честнаго и животворящаго Креста. 

На вечернем богослужении накануне Крестовоздвижения в храмах читаются  три отрывка из Ветхого Завета.

Вот их текст с обьяснением о чем они, и какая связь их с Крестом Господним:

1.Книга Исхода
И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра (Горечь). И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь Бог твой, целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. (Исх 15:22–27; 16:1)
В первой паремии говорится о путешествии израильтян после чудесной переправы через Чермное море в пустыню Сур. Место, где расположились евреи после чуда, так их поразившего, было прекрасным оазисом. Зеленый островок в пустыне с горьковатой, но сносной для питья водой давал небольшой отдых и, вместе с тем, настраивал на более трудное. Предстоял нелегкий путь по знойной пустыне. Нужно терпение и мужество, чтобы достигнуть свободной и достойной жизни в обетованной земле. Евреев испугали трудности, и они стали роптать на Моисея, выражая желание вернуться хотя и в рабство, но к сытой жизни, которая никаких внутренних задач перед каждым не ставит. Пустыня Сур, куда повел их Моисей, это пустынная земля достаточно узкая, на восточном берегу Суэцкого канала. Первые дни народ утолял жажду запасной водой, когда же она кончилась, попробовали воды Мерры и стали роптать на Моисея, а значит и на Бога. Забыто было все: и недавнее чудесное избавление от власти фараона, и многие факты, всем известные, говорящие о милости Божией к народу. Истощилось терпение, погасло упование, осталось лишь глухое недовольство. Моисей стал молиться, и Бог указал ему на дерево (полено, ветви, или жезл из него), которое надо было погрузить в источник, чтобы вода стала пригодной для питья. Теперь арабы не знают такого дерева, а во времена Моисея могло и быть (если судить по аналогии с предводителем испанцев во Флориде, который погрузил сасафрас в воду, и она через некоторое время стала пригодной для питья). Но если и росло тогда такое дерево, если знал о нем Моисей (когда сам жил в пустыне), все-таки для 2, 5 миллионов человек и множества скота изменить вкус воды целого водоема можно было только чудом. Но зачем дерево нужно для чуда? Разве нельзя было одним словом, одним повелением Господним совершить чудо? Однако здесь впервые чудо соединило дерево с мыслью о спасительности прообраза Древа Крестного. Позже, в Новом Завете, Крест будет «хранителем всей вселенной», «утверждением верных». Пока же народ призывается навсегда соединить два понятия: крест (пока как прообраз) и спасение. Чудо это еще до Синая воспитывало в людях сознание необходимости хранить верность Богу, Который может все. Первоначально для воспитания постоянства в народе Бог обещает сохранить здоровье всех путешествующих. По свидетельству псалмопевца, во время путешествия по пустыне не было больных среди евреев.

На праздник Воздвижения Креста Господня читается это потому, что услаждение горьких вод Мерры прообразовало силу Креста Господня. Силой его преодолена самая едкая горечь, горечь смерти. Воскресением Христовым дарована верующим жизнь вечная.
Силой Креста Христова преодолена горечь неведения Бога (это и пребывание в язычестве, отпадение от веры, отрава неверием) как смерти душевной.
Силой Креста Христова преодолеваются и многие горести и беды в жизни, которые услаждаются молитвой.
Силой Креста Христова облегчается трудность борьбы с самолюбием, утверждается постоянство в подвигах самоотвержения. Преподобный Нил Синайский говорил, что, слава Богу, есть «Крест Господень, которым можно усладить горькую воду твоего нрава».

2.Книга Притчей

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!( Притч 3:11–18)

Вторая паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание», – раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем «злата и сребра» сокровища. Премудрость, приобретенная в терпении, не просит ценнее житейских благ, но и награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане, и в житейском. Надежность, прочность этого счастья оттого, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.

Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит к Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли – это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.

3. Книга пророка Исаии

И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев (Ис. 60:11–16).

Третья паремия говорит о славе Иерусалима, которая воссияет тогда, когда все вернутся из плена вавилонского. Врата Иерусалимского храма не будут закрываться, так многочисленны будут поклонники, которые толпами во главе со своими старейшинами, предводителями, царями придут поклониться Богу. То, что врата не будут затворяться, говорит о мире, когда нет необходимости в охране ворот. Упоминание о славе Ливана переносит к историческим подробностям восстановления храма в Иерусалиме, когда Кир отпускал для храма драгоценные породы деревьев: кедр, кипарис, сосну (или певг). Ливан славился кедрами особенно, потому упоминание о драгоценной древесине связывало с Ливаном. О восстановлении Иерусалимского храма есть свидетельство в Библии (1 Езд. III, 7). Храм стал местом поклонения не только тех, кто о нем заботился, но и их потомков, включая и потомков тех, кто разорял его. Здесь пророк Исаия переходит от славы храма земного к Храму Небесному, почитаемому как Град Господень, о котором сказано: «положу тя в радость вечную». Это уже о Церкви сказано, которая всех помнит, где никому не грозит забвение, которая не узнает опустошения, даже если временное разрушение и будет допущено в отдельных местах. Главное – дух веры и преданности Богу – Церковь сохранит до конца.

В день Воздвижения Креста Господня эта паремия читается потому, что слава Церкви – это слава Креста Господня. Сила Церкви – в силе распятого на Кресте Господа. Упоминание о драгоценных породах дерева (кедре, кипарисе, сосне) связано здесь с символом креста вообще, а в отдельности можно привести такие сравнения:
считалось издавна, что запах кедра прогоняет змей – Крестом Христовым, силой распятого на нем Господа, прогоняются злые помышления, наводимые демонами;
кедр был символом могущества, силы, красоты, устойчивости, сопротивляемости всем бурям – и Крестом Христовым укрепляется человек в бесконечном терпении;
из сосны делали лекарства, и потому она стала символом исцеляющей силы Креста Христова, когда гнетут душевные муки и терзают угрызения совести.

Источник: Сайт « Православный народ»

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК в 2024 г. — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ