О САМАРЯНКЕ — 4 глава Евангелия от ИОАННА

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ по ПАСХЕ. О САМАРЯНЫНЕ (по материалам сайта ФОМА.РУ)

Неделя пятая. О самарянке. Простодушная

Христос и самаритянка у колодца (отзеркаленный фрагмент). Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88

17 мая 2025 года в храме читается отрывок из Евангелия от Иоанна  —  «О самарянке».

Простодушная.

Фотиния — согласно Преданию, именно так звали самарянку, которую Господь встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Этому событию посвящена пятая Неделя ( 5-ое Воскресенье) по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме».

Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

АРТОС — что это, как с ним поступать.

Вечером в субботу после Пасхи верующие могут получить в храме кусочек АРТОСА.

На вечернем богослужении происходит раздробление и раздача Артоса, освященного на Пасхальной службе ( примерно около 19.00). Если будут остатки, то их раздадут на Литургии в Воскресенье на Анти-Пасху.

Подробнее о том, что такое Артос:

Артос (греч. квасной хлеб) – это особая большая просфора цилиндрической формы, на крышке которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова или Креста.

•В Типиконе артос назван просфорой всецелой. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии, с другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности, Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

•Всю Светлую седмицу, в промежутках между богослужениями, освященный артос находится на специальном аналое в Царских вратах, а во время богослужений – перед иконой Спасителя.

• С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу, символизируя этим, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви.

•В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве на литургии читается особая молитва на раздробление артоса, после чего он разрезается и раздается участникам богослужения.

• Частицы артоса благоговейно хранятся верующими и употребляются ими натощак в скорбях и болезнях как духовное врачевство.

• Однако свт.Феофан Затворник предупреждает: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если их нет, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».

• Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

ОБ УНИКАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ

 Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем.

 Суббота Лазаря и следующая за ней Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим) до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

 ♦Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения.

♦ Так, после кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися.

♦Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.

♦Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы.

♦За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

♦ В ексапостиларии этого дня, читаемом на Славу, и ныне звучат слова ап. Павла (1 Кор.15:55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

♦ Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

♦ В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник.

(azbyka.ru).

МАРИИНО (АНДРЕЕВСКОЕ) СТОЯНИЕ

В начале Великого поста все мы настраивались на покаяние, четыре дня подряд вслушиваясь в слова Великого канона преподобного Андрея Критского. Но если Вы всё же не смогли тогда присутствовать за богослужением, то ещё можете послушать Великий канон во время утрени четверга пятой седмицы, здесь он читается целиком. Вместе с чтением канона Святая Церковь назидает присутствующих за богослужением и чтением жития преподобной Марии Египетской. История её жизни показывает, что спасение возможно для каждого человека, возлюбившего Бога всем своим существом, даже для самых великих грешников. Да, путь этот многотруден – 17 лет в посте и молитве Мария искупала ошибки юности – но возможен. Поэтому у христианина нет права на отчаяние и лень.Мария с 12 лет промышляла блудом в Александрии Египетской.Однажды она решила соблазнить паломников, которые отправлялись в Иерусалим, и взошла с ними на корабль. Так блудница оказалась у Гроба Господня, где духовно прозрела и слёзно раскаялась в совершённых грехах и получила откровение от Бога искоренить свои страсти в Заиорданской пустыне. Старец Зосима, написавший житие подвижницы, свидетельствовал, что к концу жизни преподобная Мария переходила Иордан по водам, знала всё Священное Писание, никогда не держав его в руках, обладала даром прозорливости, а во время молитвы на локоть воспаряла над землёй.

 

 

Особенности будничных служб в Великий Пост

Оказывается, если Великим Постом бывать в храме только по Воскресениям, то можно не заметить, что идёт Великий Пост! Различия в службе видны только в будни — всё другое, например;
☑️необычные напевы «Господи, помилуй», и другие песнопения
☑️ Каждый час по 16 обязательных поклонов
☑️ священник поет вместе с хором,
☑️ Звонит маленький колокольчик в алтаре, это знак, чтобы вовремя встать с колен
☑️ И многое многое другое, значимое и уникальное..
Обязательно Великим Постом постарайтесь зайти в храм на будничную службу, хотя бы на некоторое время!

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

И всё-таки самое главное во время Масленицы — подготовиться к Великому Посту:
✅ Не переедать, иначе тяжело будет делать поклончики.

✅Спланировать свое время или даже взять отгулы на работе так, чтобы в первую седмицу поста  быть  вечерами с понедельника по четверг в храме на Великом Покаянном Каноне Андрея Критского.

✅Продумать, когда сможешь причаститься на Литургии Преждеосвященных даров, которая  будет в нашем храме по средам.

✅ Наметить себе день, когда сможешь посетить службу в храме в будний день. Именно в будни особенно ощущается величие и красота постового богослужения. Будничные службы  Великого Поста сильно  отличаются от воскресных и непостовых богослужений.  Они длинные, в них очень много чтения, изредка звучат прекрасные и печальные песнопения, колокольные звоны однообразны, много поклонов.   По выражению одного прихожанина «это совершенно другая реальность» Если есть возможность и желание сразу в нее погрузиться,  нужно  побывать хоть один раз в храме утром на Великопостной Утрене и Часах.

СЫРНАЯ СЕДМИЦА — как она проходит.

В 2025 ГОДУ 24 февраля — 2 марта, последняя неделя перед Великим постом. СЫРНАЯ седмица, так же её называют масленицей. Сплошная, но мяса уже не едим!
✅В храмах в среду и пятницу уже не совершается литургия, зато читается молитва святого Ефрема Сирина. ПОМНИТЕ ТАКУЮ?

✅Седмица заканчивается прощеным воскресеньем, в которое призывает к примирению с ближними.

✅Последний раз В СУББОТУ ВЕЧЕРОМ поется псалом 136 «На реках вавилонских…».

✅В воскресенье после ЛИТУРГИИ  будет совершаться ВЕЧЕРНЯ с  особым чином прощения.

Чин прощения связан с традицией египетского монашества, иноки уходили в пустыни и многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и вернутся ли они вообще. Поэтому они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться.

✅Ну а пока до воскресенья печем блины, приглашаем в гости родных, сами ходим по гостям, радуемся и веселимся!!!

С Масленицей!

Предпоследнее Воскресенье перед Великим Постом — Неделя о Страшном Суде.

До Великого поста остается совсем немного времени. Рассказываем о Неделе мясопустной — Неделе о Страшном Суде. В 2025 году она приходится на 23 февраля.

✅ Наступающая Неделя является предпоследней перед Великим постом. В богослужебном Уставе Православной Церкви она именуется мясопустом (Неделей мясопустной), так как это последний день употребления мясной пищи до самой Пасхи, и Неделей о Страшном Суде, так как в этот день совершается чтение евангельского зачала, где говорится о грядущем Страшном Суде и Втором пришествии Спасителя (Мф.25:31-46).
✅ Неделя мясопустная как день заговения на мясную пищу упоминается уже в VII веке.
✅ Тема заговения на мясо является второстепенной в богослужении этой Недели и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на Литургии, где, в частности, говорится: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13). Основной же темой богослужения Недели является воспоминание Страшного Суда.
✅ Песнопения Недели о Страшном Суде основаны по большей части на малом Апокалипсисе из Евангелия — так условно называются те разделы синоптических Евангелий, где передается речь Исуса Христа о конце времен, произнесенная на горе Елеонской (Мф.24; Мк.13; Лк.21:5–36), а также на видении из Книги пророка Даниила (Дан.7), на которое в Своей речи прямо указывает Сам Спаситель.
✅ Неделя о Страшном Суде предваряется воспоминанием усопших — Вселенской родительской субботой, и это неслучайно: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). При этом в древности всеобщее заупокойное поминовение совершалось в субботу непосредственно перед Святой Четыредесятницей, поскольку в пост Евхаристия совершается гораздо реже, а значит, и количество поминовений уменьшается, поэтому в качестве своего рода компенсации была установлена особая заупокойная суббота перед постом.
✅ Неделей мясопустной начинается Сырная седмица — последняя подготовительная седмица к Великому посту. Первые упоминания о ней восходят к VI-VII векам.
✅ На Сырной седмице уже не совершается Таинство брака (Венчание). В среду и пятницу не служится Литургия. На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина. За Сырной седмицей следует Воспоминание Адамова изгнания — Прощеное воскресенье.

 

2

Показать список поделившихся

10 ч назад

 

 

6

 

 

Изображение

15 февраля. СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ. Песнь Симеона Богоприимца.

По  этой ссылке  — прекрасно исполненное  песнопение известного церковного композитора А. Архангельского Ныне отпущаеши…

https://rutube.ru/video/4efe8fafa656f0a8d8bd7cbf72401b8f/?r=a

Молитва НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ.., известная также как Песнь Симеона Богоприимца, звучит каждый день во всех храмах на каждой службе: вечером — в конце Вечерни, и утром на Литургии как молитва после причащения.

Текст молитвы на церковнославянском и русском

☦️Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля

☦️ ПЕРЕВОД:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля

Собор Вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

Икона Трех Святителей и Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, живших в IV веке, хорошо известна прихожанам нашего храма.

12 февраля Церковь отмечает их память, и это не только церковный праздник, но и символ преодоления разделений и споров.

◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊◊

В Византии, сердце древнего христианского мира, долгое время бушевали ожесточенные споры о превосходстве среди трех великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Эти споры, далеко выходящие за рамки богословских дискуссий, разделили христианское общество на три враждующие фракции, каждая из которых яростно отстаивала своё мнение и считала своего покровителя самым достойным.
Каждый из святителей обладал уникальным вкладом в развитие христианской мысли и богословия.

☦️Василий Великий, прославленный организатор церковной жизни, оставил после себя богатое наследие канонического права и литургических текстов.

☦️Григорий Богослов, знаменитый своим красноречием и глубокими богословскими трудами, углубил понимание природы Троицы и воплощения Христа.

☦️Иоанн Златоуст, блестящий проповедник и пастырь, своей проповедью и личным примером вдохновлял на христианскую жизнь множество людей.
Попытки сравнивать их таланты и заслуги, вырывая из контекста отдельные достижения и аспекты их деятельности, приводили к неконструктивным спорам и принижали значение вклада каждого из святителей.

В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, человеку глубоко почитавшему всех трёх святителей, явились Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Святые провозгласили свое равенство пред Богом и призвали прекратить бессмысленные споры. Они повелели установить общий день памяти в честь всех трёх великих святителей.
Это событие стало поворотным моментом в истории Церкви, положив конец многолетним спорам и укрепив единство верующих. Празднование Собора трех святителей стало символом примирения и общего почитания величайших деятелей христианской истории.