18 ИЮЛЯ — память преподобного Сергия Радонежсого и св. кн.Елизаветы

Воскресенье, 18 июля 2021 года: что будет в храме?

 

 

07 июля -Рождество Иоанна Крестителя

7 ИЮЛЯ  — РОЖДЕСТВО ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА

Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна

СТИХИРА ВСЕМ РОССИЙСКИМ СВЯТЫМ — жемчужина церковной гимнографии.

Прииди́те, собо́ри Росси́йстии, / су́щия в стране́ на́шей святы́я восхва́лим: /

преподо́бныя, и иера́рхи, и кня́зи благове́рныя, /

му́ченики и священному́ченики, / и Христа́ ра́ди юро́дивыя, / и жен святы́х сосло́вие, /

вку́пе имену́емыя и неимену́емыя, / си́и бо вои́стинну де́лы и словесы́, и многови́дным житие́м, /

и от Бо́га дарова́нии  соде́лашася святи́и /

и Руси́ тезоиме́ние свя́тости пода́ша, /

и́хже и гро́бы Бог чудесы́ просла́ви, /

и ны́не несре́дственне просла́вльшему их Христу́ предстоя́ще, /

мо́лятся приле́жно о нас, / любо́вию соверша́ющих све́тлое их торжество́.

СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА и ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ

На этой неделе в среду 23 июня и в пятницу 25 июня нет постных дней. Так мы готовимся к предстоящему  ПЕТРОПАВЛОВСКОМУ  ПОСТУ, который начинается 28 июня и длится две недели — до 12 июля, когда  празднуется память  святых апостолов Петра и Павла.

13 июня 2021г. — ПАМЯТЬ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на каждом из них?

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов обязательны для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

Первый Вселенский собор

Вселенские соборы
Первый Вселенский собор. Император Константин, Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский, Митрофан патр. Константинопольский, Евстафий патр.

Прошел в Никее в 325 году. Был созван против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждено арианство;
  • утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
  • составлен Никейский Символ веры;
  • установлено время празднования Пасхи.

Второй Вселенский собор

Вселенские соборы
Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр.

Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь Македония;
  • утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
  • Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.
 

Третий Вселенский собор

Вселенские соборы
Третий Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики (фрагмент)

Прошел в Эфесе в 431 году. Был созван против ереси Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь несториан;
  • утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.
 

Четвертый Вселенский собор

Вселенские соборы
Четвертый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в  Халкидоне в 451 году. Был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь монофизитов;
  • утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.
 Пятый Вселенский собор
Вселенские соборы
Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)

Прошел в Константинополе в 553 году. Был созван из-за споров несториан и монофизитов.

Важнейшие решения собора:

  • подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов.

Шестой Вселенский собор

Вселенские соборы
Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.

Прошел в Константинополе в 680 году. Был созван против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе.

Важнейшие решения собора:

  • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой.
 Седьмой Вселенский собор
Вселенские соборы
Седьмой Вселенский собор; Греция; XVI в.; мастер: Феофан Критский; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Ставроник

Прошел в Никее в 787 году. Был созван против иконоборческой ереси.

Важнейшие решения собора:

  • осуждена ересь иконоборчества;
  • утвержден догмат об иконопочитании.

 

Читайте также:

Сергей Худиев. Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Фото (фрагмент): священник Игорь Палкин/patriarchia.ru

10 июня 2021 года — Вознесение Господне

В четверг 10 мая 2021 года, спустя 40 дней после Пасхи, православные христиане отметят великий двунадесятый праздник Вознесение Господне.

В этот день верующие будут вспоминать вознесение воскресшего Иисуса Христа в Царство Отца Его Небесного, которое произошло на горе Елеон в присутствии апостолов и Божией Матери (Деян. 1, 1-12).

Согласно Евангелиям и книге Деяний, после Своего Воскресения Христос в течение 40 дней являлся апостолам и говорил о Царствии Божием.

В последний день Своего земного пребывания Господь собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав, что через несколько дней на них сойдет Дух Святой.

На горе Елеон Христос дал последние обетования Своим ученикам, в т.ч. о Своем Втором пришествии, а затем, подняв руки, благословил их.

В момент благословения Он стал отдаляться от них и возноситься на небо, скрывшись в облаке. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и еще долго продолжали стоять и смотреть на небо.

Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа, что и произошло спустя 10 дней.

Читайте также:

О празднике Вознесения Господня и его традициях читайте здесь

О СЛЕПОМ

Евангелие от Иоанна
об исцелении незрячего с рождения человека

И мимоиды́й ви́дѣ человѣ́ка слѣ́па от рождествá. И вопроси́ша егó ученицы́ егó, глагóлюще: равви́, ктó согрѣши́, сéй ли, или́ роди́теля егó, я́ко слѣ́пъ роди́ся? Отвѣщá Иисýсъ: ни сéй согрѣши́, ни роди́теля егó, но да явя́тся дѣлá Бóжiя на нéмъ: мнѣ́ подобáетъ дѣ́лати дѣлá послáвшаго мя́, дóндеже дéнь éсть: прiи́детъ нóщь, егдá никтóже мóжетъ дѣ́лати: егдá въ мíрѣ éсмь, свѣ́тъ éсмь мíру. Сiя́ рéкъ, плю́ну на зéмлю, и сотвори́ брéнiе от плюновéнiя, и помáза óчи брéнiемъ слѣпóму, и речé емý: иди́, умы́йся въ купѣ́ли Силоáмстѣ, éже сказáется, пóсланъ. И́де ýбо, и умы́ся, и прiи́де ви́дя.

Сосѣ́ди же и и́же бя́ху ви́дѣли егó прéжде, я́ко слѣ́пъ бѣ́, глагóлаху: не сéй ли́ éсть сѣдя́й и прося́й? О́вiи глагóлаху, я́ко сéй éсть: инíи же глагóлаху, я́ко подóбенъ емý éсть. О́нъ же глагóлаше, я́ко áзъ éсмь. Глагóлаху же емý: кáко ти́ отверзóстѣся óчи? Отвѣщá óнъ и речé: человѣ́къ нарицáемый Иисýсъ брéнiе сотвори́, и помáза óчи мои́, и речé ми: иди́ въ купѣ́ль Силоáмлю и умы́йся. Шéдъ же и умы́вся, прозрѣ́хъ. Рѣ́ша ýбо емý: ктó тóй éсть? Глагóла: не вѣ́мъ.

Ведóша же егó къ фарисéомъ, и́же бѣ́ иногдá слѣ́пъ. Бѣ́ же суббóта, егдá сотвори́ брéнiе Иисýсъ и отвéрзе емý óчи. Пáки же вопрошáху егó и фарисéе, кáко прозрѣ́. О́нъ же речé и́мъ: брéнiе положи́ мнѣ́ на óчи, и умы́хся, и ви́жу. Глагóлаху ýбо от фарисéи нѣ́цыи: нѣ́сть сéй от Бóга человѣ́къ, я́ко суббóту не храни́тъ. О́вiи глагóлаху: кáко мóжетъ человѣ́къ грѣ́шенъ сицевá знáменiя твори́ти? И рáспря бѣ́ въ ни́хъ. Глагóлаху ýбо слѣпцý пáки: ты́ чтó глагóлеши о нéмъ, я́ко отвéрзе óчи твои́? О́нъ же речé, я́ко прорóкъ éсть.

Не я́ша ýбо вѣ́ры Иудéе о нéмъ, я́ко слѣ́пъ бѣ́ и прозрѣ́, дóндеже возгласи́ша роди́теля тогó прозрѣ́вшаго и вопроси́ша я́, глагóлюще: сéй ли éсть сы́нъ вáю, егóже вы́ глагóлете, я́ко слѣ́пъ роди́ся? кáко ýбо ны́нѣ ви́дитъ? Отвѣщáста же и́мъ роди́теля егó и рѣ́ста: вѣ́мы, я́ко сéй éсть сы́нъ нáю и я́ко слѣ́пъ роди́ся: кáко же ны́нѣ ви́дитъ, не вѣ́мы: или́ ктó отвéрзе емý óчи, мы́ не вѣ́мы: сáмъ вóзрастъ и́мать, самогó вопроси́те, сáмъ о себѣ́ да глагóлетъ. Сiя́ рекóста роди́теля егó, я́ко боя́стася жидóвъ: ужé бо бя́ху сложи́лися жи́дове, да, áще ктó егó исповѣ́сть Христá, отлучéнъ от сóнмища бýдетъ: сегó рáди роди́теля егó рекóста, я́ко вóзрастъ и́мать, самогó вопроси́те. Возгласи́ша же втори́цею человѣ́ка, и́же бѣ́ слѣ́пъ, и рѣ́ша емý: дáждь слáву Бóгу: мы́ вѣ́мы, я́ко человѣ́къ сéй грѣ́шенъ éсть. Отвѣщá ýбо óнъ и речé: áще грѣ́шенъ éсть, не вѣ́мъ: еди́но вѣ́мъ, я́ко слѣ́пъ бѣ́хъ, ны́нѣ же ви́жу. Рѣ́ша же емý пáки: чтó сотвори́ тебѣ́? кáко отвéрзе óчи твои́? Отвѣщá и́мъ: рекóхъ вáмъ ужé, и не слы́шасте: чтó пáки хóщете слы́шати? едá и вы́ ученицы́ егó хóщете бы́ти? Они́ же укори́ша егó и рѣ́ша емý: ты́ учени́къ еси́ тогó: мы́ же Моисéовы есмы́ ученицы́: мы́ вѣ́мы, я́ко Моисéови глагóла Бóгъ: сегó же не вѣ́мы, откýду éсть. Отвѣщá человѣ́къ и речé и́мъ: о сéмъ бо ди́вно éсть, я́ко вы́ не вѣ́сте, откýду éсть, и отвéрзе óчи мои́: вѣ́мы же, я́ко грѣ́шники Бóгъ не послýшаетъ: но áще ктó богочтéцъ éсть и вóлю егó твори́тъ, тогó послýшаетъ: от вѣ́ка нѣ́сть слы́шано, я́ко ктó отвéрзе óчи слѣ́пу рождéну: áще не бы́ бы́лъ сéй от Бóга, не мóглъ бы твори́ти ничесóже. Отвѣщáша и рѣ́ша емý: во грѣсѣ́хъ ты́ роди́лся еси́ вéсь, и ты́ ли ны́ ýчиши? И изгнáша егó вóнъ.
Услы́ша Иисýсъ, я́ко изгнáша егó вóнъ: и обрѣ́тъ егó, речé емý: ты́ вѣ́руеши ли въ Сы́на Бóжiя? Отвѣщá óнъ и речé: и ктó éсть, Гóсподи, да вѣ́рую въ негó? Речé же емý Иисýсъ: и ви́дѣлъ еси́ егó, и глагóляй съ тобóю тóй éсть. О́нъ же речé: вѣ́рую, Гóсподи. И поклони́ся емý.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне отдолжно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

03 июня -память Владимирской иконы Божией Матери.

Православные чтут память Владимирской иконы Божией Матери

Фото (фрагмент): Сергей Власов/patriarchia.ru

03 июня в 08.00 в нашем храме служба памяти  Владимирской иконы Божией Матери

 3 июня 2021 года Православная Церковь празднует память одной из величайших своих святынь – чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

Празднество 3 июня установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Крымский хан приближался к Москве, предавая разорению и разрушению многие русские города. В это время Великий князь Василий собирал войско против татар, а митрополит Московский Варлаам вместе с москвичами молился об избавлении от нашествия.

Согласно преданию, разным людям было несколько чудесных видений, связанных с нашествием захватчиков и спасением Москвы.

В одном из них татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на его полки. Испуганные таким видением, татары бежали, и Москва была спасена.

С 1999 года Владимирская икона Божией Матери пребывает в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Другие дни празднования памяти этой иконы – 6 июля и 8 сентября.

Читайте также:

О Владимирской иконе Божией Матери подробнее читайте здесь

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ. О САМАРЯНЫНЕ (по материалам сайта ФОМА.РУ)

Неделя пятая. О самарянке. Простодушная

Христос и самаритянка у колодца (отзеркаленный фрагмент). Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88

Неделя пятая. О самарянке. Простодушная

Фотиния — согласно Преданию, именно так звали самарянку, которую Господь встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Этому событию посвящена пятая неделя по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него.

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме».

Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

На заставке: Христос и самаритянка у колодца (фрагмент). Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88

22 мая — перенесение мощей святителя Николая чудотворца в Бари

ПОЧЕМУ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ СВЯТЫХ В МИРЕ

Имя «Николай» переводится с греческого языка как «победитель народов». Данное имя оказалось для святого пророческим. Почти все народы мира почитают Святителя Николая.

Западноевропейский и американский «Санта-Клаус» – несколько трансформированный и упрощенный образ святого Николая. Символ мешочка с подарками, который он носит за плечами, взят из его жития. Святой спас от обнищания и морального падения отца и трех дочерей тем, что приносил им ночью, чтобы никто не видел, мешочки с золотом и бросал в окно. Кстати говоря, советский Дед Мороз – это также образ Чудотворца Мирликийского. Коммунисты поставили перед собой задачу в атеистической горячке искоренить традицию почитания святого Николая зимой, когда деточки особенно ждут от него подарков. Но ничего своего они придумать не могли и, что называется, под копирку-трафарет пересняли образ Святителя, дав своему новогоднему символу только другое имя – Дед Мороз.

Примечательно и то, что различные народы мира (даже нехристианские!) очень почитают святого Николая Чудотворца. Так, например, исследователи Сибири нередко находили в чумах и ярангах северных языческих народов иконочки Святителя. Коренные сибиряки утверждали, что святой им очень помогает: призывая его имя – сразу ощущаешь помощь. Они называли Николая «добрый старик».

Также известны факты, когда турки-мусульмане (у которых строго запрещено иконопочитание) на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца, потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия.

Чем же победил святой Николай народы? Своей любовью.

Это один из самых скорых святых, которые приходят человеку, попавшему в беду, на помощь. Множество прижизненных дел милосердия, чудес и исцелений, совершенных во имя любви. Масса посмертных благодатных дел, которыми он помогал и продолжает помогать людям. Наверное, из прижизненных и посмертных чудес Святителя Николая можно составить многотомный сборник.

Потому, дорогие братья и сестры, будем молиться этому великому угоднику Божию, и он непременно придет к нам на помощь.

Кроме того, конечно же, хотелось обратить внимание на то, что святой Николай – пример для подражания. Если мы также, не щадя себя, будем любить своих ближних (а это все люди на планете Земля), если мы попешим совершать дела милосердия, то мы тоже станем победителями народов. Ведь дарить гораздо блаженнее, чем принимать.

Бог – это любовь. И, пожалуй, главным делом каждого человека является дело любви, то есть свою жизнь нужно построить так, чтобы и через нас изливалась Господня любовь в мир – на других людей. Изливалась в мыслях, чувствах, делах, поступках. Жертвенно. Ведь любовь всегда жертвенна. Дар для того, чтобы дарить. И тогда человек, живущий подобным образом, воистину становится сыном и дочерью Всевышнего. Он уже здесь, на грешной земле, предвкушает высшую радость райского блаженства, которая, по сути, и заключается в том, чтобы жить ради Бога и ради других людей.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

В этом состоит главный секрет популярности святого Николая.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, идти этим царственным путем любви. Станем достойными учениками Святителя Николая. Ведь, запустив в мир бумеранг любви и добра, мы получим его назад непременно. Потому что самое большое человеческое счастье – это Божий мир в сердце и любовь к тебе, которую ты видишь в глазах ближнего.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!