Св. Адриан и Наталья — когда жена верующая, а муж нет.

8 сентября в 2024 г.приходится на воскресенье. Церковь  как обычно в в воскресный день празднует Воскресение Христово, а также чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана, связанное со Сретением  (встречей)   иконы Божией Матери, переносимой из  Владимира в Москву.

Кроме того 8 сентября  отмечается память святых Адриана и Наталии.


Удивительная история святых мучеников Адриана и Наталии.

Адриан был большим начальником в Римской империи: он записывал протоколы допросов христиан. Перед его глазами проходили люди разных возрастов, доходов, состояний, мужчины и женщины, которых ожидали ссылки, гонения, лишения имущества, смерть. Изо дня в день он видел этих людей, смотрел на них, записывал их показания – где ты родился? как тебя зовут? христианин ли ты? готов ли ты страдать за свою веру? Его поражала их твердость в своей вере. И Адриан заинтересовался, стал специально приходить к христианам в темницу, разговаривать с ними, спрашивать: «Вы же не преступники, не убийцы. Вас ожидают страшные мучения, в лучшем случае – изгнание. Зачем вы решаетесь на это? Что вы ожидаете взамен? Что дает вам ваша вера?» И они отвечали: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.

Казалось бы, молодая жена, узнав о таком поступке мужа, должна была броситься спасать его, вызволять из оков, требовать одуматься. Но Наталья приняла весть с радостью. Оказывается, она была тайной христианской и страдала, что муж ее ослеплен язычеством. Придя к нему в тюрьму она не только заботилась о других христианах, обрабатывала их раны, кормила и поила, но и молила мужа быть твердым: «Все тлен и прах. Не жалей ничего земного: ни красоты, ни богатства, ни молодости, потому что это все пройдет. Богу угодны вера и добрые дела. И блажен ты, что уверовал во Христа». Когда Адриана отпустили на время домой, чтобы сообщить о дне казни, Наталья испугалась. Она решила, что он не сумел сохранить твердость духа, струсил, и потому даже не хотела его пускать домой. Но узнав о причине, только радовалась. Видя каким чудовищным пыткам подвергает император христиан, боясь что муж ее дрогнет, поколеблется и отречется от Христа, она сама просила мучителей первым предать смерти и мучениям ее Адриана. Так и случилось. Ему отбили на наковальне ноги, затем руки, после чего Адриан предал Богу дух. Наталья тайно взяла отрубленную руку мужа и как святыню спрятала в своем доме. Тела же мучеников по приказу императора полагалось сжечь в печи. Но после казни разразился гроза, полил сильный дождь. Молнии страшно сверкали, и ударами их было убито несколько палачей. Вода же погасила огонь в печи и тела мучеников остались невредимы.

Наталья была очень знатна и богата. Опасаясь, что император потребует ее вновь выйти замуж за язычника, Наталья бежала в Византию, в город Аргирополь. Именно туда благочестивый Евсевий тайно перевез тела мучеников, в том числе Адриана. Тогда же в ее пути случилось чудо. Корабль с христианами, на котором была Наталья, попал в страшный шторм. В это время его преследовало другое судно, на котором находился военачальник, намеревавшийся жениться на Наталье. В страшной буре корабль с язычниками пострадал, многие корабельщики утонули. Судно же Натальи уцелело. Как говорит житие, в сиянии явился Адриан и спас их. Достигнув Аргирополя, Наталья пришла в храм с телами мучеников и соединила руку Адриана с его телом. На следующий день бескровная мученица предала Богу душу и была удостоена мученического венца.

Житие этих святых очень хорошо показывает нам пример истинной любви. Какая она? Для верующего человека ответ очевиден: та, что приводит к Богу. Потому что нет большего счастья, чем знать, что твой самый дорогой человек живет в вере и ищет спасения во Христе.
По сути, история Адриана и Наталии — это про нас многих, те семьи, в которых один супруг пришел к вере, а другой еще нет.

В нашей стране (да и не только в нашей) много девушек и женщин с прекрасным именем Наталия, реже встречаются Адрианы. Сегодня они все принимают поздравления с именинами, с днем небесного покровителя. Молимся этим дивным святым, показавшим нам пример любви и единомыслия между супругами, и все мы — о даровании нам Господом крепкой веры и крепкой семьи. Cвятые мученицы Христови, Адриане и Наталие, молите Бога о нас!

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица, приятилище сирых и странных предстательнице…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?

Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу.

Наверное, нет ни одного человека, который назвал бы свою жизнь легкой. Все мы болеем, сталкиваемся с несправедливостями, теряем близких и любимых людей, а в конце концов умираем сами, и все это не какие-то роковые случайности (хотя иногда так кажется), а самая верная закономерность. Ни в чем я не могу быть уверен так же твердо, как в том, что однажды умру.

Даже верующие люди, сталкиваясь с испытаниями, могут впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и пойти по пути Ивана Карамазова, который «вернул билет» Богу, создавшему, по его мнению, такой жестокий и несправедливый мир. Мир всеобщего страдания.

Что же, этот мир действительно тяжко болен. Таким его сделал грех, некогда совершенный нашими прародителями и наложивший отпечаток на всю последующую историю человечества. Но значит ли это, что нам остаётся только один вариант отношения к миру и создавшему его Богу — тот самый, карамазовский? Вовсе нет. Перед нашими глазами пример Девы Марии, Матери Господа Иисуса, над Которым жестоко издевались и Которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий. И в том, как Она прошла через них, — ориентир и надежда для всех нас.

А ведь начиналось все с призыва к радости.

Тезис 1.

«Радуйся!» — это было первое, что Мария услышала от Ангела.

После того, как совсем юная (по преданию, Ей не было еще и двадцати) Мария обручилась с Иосифом, Ей явился вестник от Бога — Архангел Гавриил и произнес: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:28). Узнав от Ангела, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:32), Святая Дева в самом деле обрадовалась; когда же предсказанное совершилось и Мария понесла во чреве Младенца, Она воспела пророческую песнь, слова которой мы повторяем во время вечернего богослужения: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:46–47, 48).

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино

Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона, которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:28–32, 34–35).

Тебе Самой оружие пройдет душу, «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями.

Тезис 2.

Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий

Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…

Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков

Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.

А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.

В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).

Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен

   Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными

Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канон Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.

Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:

«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Отречение Петра. Рембрандт

О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)

О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:

«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)

О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:

«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один брак, и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)

И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:

«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)

Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.

Тезис 4.

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — это свидетельство всецелого доверия Богу, которое позволило Деве Марии принять все, что Ей выпало пережить

Опыт, через который прошла Божия Матерь, очень близок всем нам. И не только потому, что каждый из нас, повторим это снова, обязательно терпит в течение жизни скорби, теряет близких и т. д. Ее опыт близок нам еще и потому, что мы точно так же, как Богородица, не можем точно знать, ради чего нам приходится так страдать. Святая Дева безусловно знала, что Ее Сын Иисус — Сын Божий. Но почему же Его, исцелившего стольких больных, накормившего стольких голодных, принесшего в мир такое возвышенное и прекрасное учение, всего Себя отдавшего на служение людям, почему Его гонят, злословят, хотят убить и в конце концов убивают?! За что?! Когда нас «накрывает» беда, когда страдают наши дети, мы задаемся схожими вопросами. И иногда — да, прямо скажем, не так уж и редко — в нас просыпается тот самый Иван Карамазов, сжимающий кулак, чтобы погрозить им в небо.

А Богородица? Она страдала молча. И это было молчание смиренного принятия всего, что приходит от Бога, потому что не происходит в мире ничего, что было бы Богом не предусмотрено. Во всем Евангелии нет ни единого намека на то, что Мать Иисуса усомнилась в Промысле Божием или пала духом. Мы не видим в Ней никакого возмущения, никаких попыток спорить с Богом — ни разу и нигде! Беззаветная преданность Господу — главное, что характеризует личность Девы Марии. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему — эти слова Божия Матерь пронесла через всю Свою жизнь.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Успение. Джотто ди Бондоне

Есть в евангельской истории один момент, когда Дева Мария словно бы ставит под сомнение Промысл Божий. Архангел извещает Ее о грядущем рождении Сына, а Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34) Но этот вопрос выражает вовсе не неверие, а всего «лишь Ее детское целомудрие и простодушие» — объяснял святитель Николай Сербский (1881–1956). Из уст современного человека, «находящегося под бременем законов природы», этот вопрос действительно вышел бы скептическим: «Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас — удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия», — писал святитель Николай.

Нигде в Евангелии мы не видим, чтобы в Богородице проявлялось столь свойственное некоторым матерям желание контролировать своих детей, реализовать себя в них, навязать им свою волю. Когда на свадьбе в Кане Галилейской заканчивается вино, Она всего лишь мягко обращает внимание Сына на возникшую неловкость: вина нет у них (Ин 2:3). И, видя, что Тот не спешит творить чудо, призывает служителей (обратившихся, как видно, сначала к Ней) поступить по слову Иисуса: что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). В этих словах — самая суть Ее личного отношения к Сыну, а вместе с тем и послание Богородицы всем нам. Что скажет Он вам, то сделайте.

***

В день Успения Пресвятой Богородицы, согласно церковному преданию, к Ее одру явился Сам Христос, чтобы стать Ее спутником в Царство Небесное. А с тех пор, как Божия Матерь взошла на Небо, Она Сама сделалась, по вере христиан, сильной Заступницей, способной избавлять души усопших от козней темных духов и беспрепятственно возводить их в горнии обители. Эта мысль ясно звучит, например, в одной из молитв службы повечерия, обращенной как раз к Богородице: «…И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи: в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи».

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) говорил, что невиданное смирение дало Богородице способность даже простить людям убийство Ее Сына — и именно это поставило Ее на такую недосягаемую высоту в Церкви. Мы вправе обращаться к Ней как к Заступнице Усердной именно потому, что можем Ей сказать: Ты умела простить тех, кто убил Твоего Сына; прости и меня — Он умер за мои грехи тоже.

Такое безоглядное доверие Промыслу Божию и неосуждение людей и есть то самое, чему мы могли бы научиться у Божией Матери. Мы все проходим через страдания. Но только от нас зависит, примем ли мы их с доверием к Богу — или озлобимся и начнем упрекать Его или кого-то из наших ближних в наших несчастьях.

СОБОРОВАНИЕ в ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ

6 июля 2024 г. в 12.00 у нас в Дютьково в храме  Рождества Пресвятой Богородицы состоится таинство елеосвящения или другое название его  — Соборование.

В связи с этим иногда задают вопрос:
Если уже соборовался Великим Постом, можно ли сейчас собороваться опять?

Ответ:

Можно, т.к. Соборование — это Таинство. А участие в Таинствах — это всегда действие Божией благодати, и христиане ищут возможности ощутить эту благодать.

☦️Всего Таинств -7.

Из них 4 мы не можем повторять или испытать.

Это Таинства:
✅Крещения,
✅Миропомазания
✅Священствя.
✅Таинство брака/ венчание.

Но мы можем получить невидимое воздействие Благодати Божией, участвуя в остальных Таинствах:
☦️Евхаристии(причастия)
☦️ покаяния (Исповеди)
☦️ Соборования или таинствЕ Елеосвящения

Поэтому, участвовать в Таинстве ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ можно не только Великим Постом, но и в иные периоды, (а тяжкоболящим можно хоть ежедневно) —

приходите, за прощением забытых грехов, за исцелением и подкреплением в болезни.

В нашем храме СОБОРОВАНИЕ длится примерно полтора часа, совершается двумя или одним священником. Сначала слушаем молитвы, Псалтирь, Апостол, поются стихиры, а затем священники по очереди 7 раз читают Евангелие и после каждого чтения помазывают маслом людей.

◊Как подготовиться к Соборованию?◊
♦ Нужно придти в храм минут за 10-15 до начала

♦взять свечки для зажигания во время чтения Евангелия — вам будет достаточно одной. (Можно также поставить свечки к иконам, написать записки на воскресную Литургию , заказать Сорокоуст и прочее)

♦записать в тетрадку свои имена для Соборования,

♦можно принести свое масло и рис для освящения, чтобы забрать их потом домой или принести пустую свою маленькую баночку, куда вам нальют остатки освященного масла

♦Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья.

♦ Салфетки для вытирания излишков масла раздадут в храме, а потом соберут их для сжигания. Выбрасывать их нельзя.


◊Подробнее о Соборовании здесь:◊


Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а во время Постов все верующие стараются пособороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — ЧТО ЗА ПРАЗДНИК ?

28 апреля 2024 года Церковь отмечает великий двунадесятый праздник, торжественный и скорбный  одновременно  —  ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. По-другому его называют  НЕДЕЛЯ ВАЙ или Вербное воскресенье.

Он посвящен следующим событиям:

После чудесного воскрешения праведного Лазаря Спаситель с учениками отправился в Иерусалим. Иудеи, задумавшие убить Христа, получили обратный эффект: вошедшему в город Иисусу множество людей бросало под ноги пальмовые ветви и постилало одежды. Господа встречали словно полководца, вошедшего в побежденный город.

Действительно, так и было: Спаситель как Царь душ человеческих удостоился не тщетной, а реальной славы. Но Он входил не как тиран или воин. Символом добрых намерений был осленок, верхом на котором ехал по Иерусалиму Господь.

Придя в Иерусалимский храм, Спаситель выгнал оттуда торговцев, заполнивших прилавками сакральную территорию. Здесь же Христос исцелял хромых и слепых, а к вечеру снова вернулся в Вифанию. В Его земной жизни начинался период вступления на крестный путь.

Праздник входа Господня в Иерусалим, который еще называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем, совершается ровно за семь дней до Пасхи. Этим торжеством оканчивается Святая Четыредесятница и начинается Страстная седмица. Праздник  символизирует, с одной сторны, величие Спасителя, естественным путем стяжавшего народную славу как Истинный Бог. С другой – это начало крестного пути, трагедии человечества, когда пришедший спасти цивилизацию людей Сын Божий был приговорён к жестокой казни обезумевшей толпой. 

 

 

ОБ УНИКАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ

 Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем.

 Суббота Лазаря и следующая за ней Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим) до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

 ♦Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения.

♦ Так, после кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися.

♦Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.

♦Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы.

♦За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

♦ В ексапостиларии этого дня, читаемом на Славу, и ныне звучат слова ап. Павла (1 Кор.15:55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

♦ Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

♦ В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник.

(azbyka.ru).

ЛАЗАРЕВА СУББОТА — чудо воскрешения

Накануне Вербного Воскресенья Церковь вспоминает чудесное событие воскрешения Христом Своего друга Лазаря из Вифании.

Праведник заболел, и сестра больного Марфа попросила Спасителя исцелить страждущего. Христос, предвидя будущее чудо, позвал с собой в Вифанию учеников.Спаситель пришел в селение, когда Лазарь уже был мертв. Более того, прошло целых четыре дня, как покойный пребывал в гробнице.

Господь, очевидно, будущим чудом хотел показать Свою власть над жизнью и смертью, ведь мертвое тело за несколько суток подверглось процессу разложения.

У гробницы Спаситель призвал Лазаря воскреснуть и выйти к людям.

Так и случилось. При большом стечении народа было явлено чудо воскрешения четверодневного мертвеца.

Иудеи впоследствии пытались обречь святого на мученическую смерть, пустив лодку с ним в море, но не дав весел. Промыслом Божиим Лазарь очутился на Кипре, где апостолы Павел и Варнава рукоположили праведника в епископы. Здесь, в Ларнаке, святой окормлял христианскую общину и мирно умер по прошествии тридцати лет.

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ и КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

7 апреля 2024 года — редкое совпадение двух праздников: БЛАГОВЕЩЕНИЯ и КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ

Благовещение» – по-гречески «Евангелион». Именно от этого события многие христианские богословы отсчитывают начало искупления человечества от грехов. Поэтому мы вспоминаем его в ряду главных 12 христианских праздников и изображаем в храмах на Царских вратах.

О СОБОРОВАНИИ — что надо знать.

В субботу 6 апреля 2024 г. в 12.00 в нашем храме состоится  СОБОРОВАНИЕ. Оно длится примерно полтора часа. Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья. Второе соборование планируется 26.04.2024.

Придя в храм, подойдите к свечному ящику и запишитесь в тетрадку. Не забудьте про свечи  —  их можно поставить к иконам, а одна вам понадобится в руках. Ее следует зажигать каждый раз  во время чтения Евангелия — всего 7 раз.

Общая краткая информация о том , что такое СОБОРОВАНИЕ:
Соборование , или по-другому называется елеосвящение — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл при условии покаяния.
Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.

ПАРАСТАС — Зачем подавать записки об упокоении на Парастас?

Парастас — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние — т.е. ходатайство Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни. Основное содержание Парастаса — это чтение полностью одного псалма 118-ого, самого большого в Псалтири.
Он начинается словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его…» 

Псалом читается с двумя остановками, во время которых идет молитва и перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках.

Первые строки псалма поет хор, священник в это время совершает каждение. Закончив кадить священник  продолжает чтение псалма, а хор тихо и печально припевает. «Благословен, еси, Господи…»

Затем чтение останавливается, читаются записки об упокоении, перечисляются записанные в книгу на длительное поминовение  имена усопших, повторяется молитва «Господи, помилуй.»

После поминания  примерно половины имен, возобновляется чтение второй части псалма 118. Его сопровождает припев «Спасе, спаси мя…» 

Вслушиваясь в слова и молитвы Парастаса, мы — каждый в отдельности и вся Церковь- молим Господа:

 — смягчить участь ушедших в мир иной без покаяния;

 — простить их прегрешения вольные и невольные;

—  упокоить души родных и близких в Царствии Небесном вместе со всеми святыми;

— просим Бога облегчить участь тех кто жив и страдает;

— помиловать и нас грешных

МИЛОСТЬ МИРА — главное песнопение литургии

По воскресениям Великого Поста в Церкви служится, как правило, литургия по чину Василия Великого. Она отличается тайными священническими молитвами во время Евхаристического канона.
А для нас, молящихся и поющих в храме- более длинным, чем на литургии Иоанна Златоуста  песнопением «Милость мира», о котором сейчас пойдет речь:

Главное событие на Литургии – евхаристический канон,или анафора. Именно это событие и сопровождается песнопением, которое называют по его начальным словам  —  «Милость мира…»

⚡ Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника:
✅ «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».
В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: