-
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
- 2 января — день памяти святого ИОАННА КРОНШТАДСКОГО
- СОБОРОВАНИЕ — часто задаваемые вопросы
- ТИХВИНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- С праздником ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ! 2024 г
- АРХАНГЕЛ МИХАИЛ — АРХИСТРАТИГ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕЗПЛОТНЫХ
- МОЩИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО — даты пребывания в храмах Одинцовской и Красногорской епархии иконы с мощами.
- Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский и его ЧЕТЬИ МИНЕИ.
- ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА — ЧТО ВАЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШИХ
- ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
- ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК в 2024 г. — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Св. Адриан и Наталья — когда жена верующая, а муж нет.
Житие этих святых очень хорошо показывает нам пример истинной любви. Какая она? Для верующего человека ответ очевиден: та, что приводит к Богу. Потому что нет большего счастья, чем знать, что твой самый дорогой человек живет в вере и ищет спасения во Христе.
Размещено в Uncategorized
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу.
Наверное, нет ни одного человека, который назвал бы свою жизнь легкой. Все мы болеем, сталкиваемся с несправедливостями, теряем близких и любимых людей, а в конце концов умираем сами, и все это не какие-то роковые случайности (хотя иногда так кажется), а самая верная закономерность. Ни в чем я не могу быть уверен так же твердо, как в том, что однажды умру.
Даже верующие люди, сталкиваясь с испытаниями, могут впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и пойти по пути Ивана Карамазова, который «вернул билет» Богу, создавшему, по его мнению, такой жестокий и несправедливый мир. Мир всеобщего страдания.
Что же, этот мир действительно тяжко болен. Таким его сделал грех, некогда совершенный нашими прародителями и наложивший отпечаток на всю последующую историю человечества. Но значит ли это, что нам остаётся только один вариант отношения к миру и создавшему его Богу — тот самый, карамазовский? Вовсе нет. Перед нашими глазами пример Девы Марии, Матери Господа Иисуса, над Которым жестоко издевались и Которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий. И в том, как Она прошла через них, — ориентир и надежда для всех нас.
А ведь начиналось все с призыва к радости.
Тезис 1.
«Радуйся!» — это было первое, что Мария услышала от Ангела.
После того, как совсем юная (по преданию, Ей не было еще и двадцати) Мария обручилась с Иосифом, Ей явился вестник от Бога — Архангел Гавриил и произнес: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:28). Узнав от Ангела, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:32), Святая Дева в самом деле обрадовалась; когда же предсказанное совершилось и Мария понесла во чреве Младенца, Она воспела пророческую песнь, слова которой мы повторяем во время вечернего богослужения: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:46–47, 48).
У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее.
Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино
Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона, которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:28–32, 34–35).
Тебе Самой оружие пройдет душу, «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями.
Тезис 2.
Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий
Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…
Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…
Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков
Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.) всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.
А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.
В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).
Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.
Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен
Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными
Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канон Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.
Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:
«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)
Отречение Петра. Рембрандт
О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:
«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)
О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:
«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)
О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:
«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один брак, и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)
И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:
«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)
Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.
Тезис 4.
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — это свидетельство всецелого доверия Богу, которое позволило Деве Марии принять все, что Ей выпало пережить
Опыт, через который прошла Божия Матерь, очень близок всем нам. И не только потому, что каждый из нас, повторим это снова, обязательно терпит в течение жизни скорби, теряет близких и т. д. Ее опыт близок нам еще и потому, что мы точно так же, как Богородица, не можем точно знать, ради чего нам приходится так страдать. Святая Дева безусловно знала, что Ее Сын Иисус — Сын Божий. Но почему же Его, исцелившего стольких больных, накормившего стольких голодных, принесшего в мир такое возвышенное и прекрасное учение, всего Себя отдавшего на служение людям, почему Его гонят, злословят, хотят убить и в конце концов убивают?! За что?! Когда нас «накрывает» беда, когда страдают наши дети, мы задаемся схожими вопросами. И иногда — да, прямо скажем, не так уж и редко — в нас просыпается тот самый Иван Карамазов, сжимающий кулак, чтобы погрозить им в небо.
А Богородица? Она страдала молча. И это было молчание смиренного принятия всего, что приходит от Бога, потому что не происходит в мире ничего, что было бы Богом не предусмотрено. Во всем Евангелии нет ни единого намека на то, что Мать Иисуса усомнилась в Промысле Божием или пала духом. Мы не видим в Ней никакого возмущения, никаких попыток спорить с Богом — ни разу и нигде! Беззаветная преданность Господу — главное, что характеризует личность Девы Марии. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему — эти слова Божия Матерь пронесла через всю Свою жизнь.
Успение. Джотто ди Бондоне
Есть в евангельской истории один момент, когда Дева Мария словно бы ставит под сомнение Промысл Божий. Архангел извещает Ее о грядущем рождении Сына, а Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34) Но этот вопрос выражает вовсе не неверие, а всего «лишь Ее детское целомудрие и простодушие» — объяснял святитель Николай Сербский (1881–1956). Из уст современного человека, «находящегося под бременем законов природы», этот вопрос действительно вышел бы скептическим: «Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас — удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия», — писал святитель Николай.
Нигде в Евангелии мы не видим, чтобы в Богородице проявлялось столь свойственное некоторым матерям желание контролировать своих детей, реализовать себя в них, навязать им свою волю. Когда на свадьбе в Кане Галилейской заканчивается вино, Она всего лишь мягко обращает внимание Сына на возникшую неловкость: вина нет у них (Ин 2:3). И, видя, что Тот не спешит творить чудо, призывает служителей (обратившихся, как видно, сначала к Ней) поступить по слову Иисуса: что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). В этих словах — самая суть Ее личного отношения к Сыну, а вместе с тем и послание Богородицы всем нам. Что скажет Он вам, то сделайте.
***
В день Успения Пресвятой Богородицы, согласно церковному преданию, к Ее одру явился Сам Христос, чтобы стать Ее спутником в Царство Небесное. А с тех пор, как Божия Матерь взошла на Небо, Она Сама сделалась, по вере христиан, сильной Заступницей, способной избавлять души усопших от козней темных духов и беспрепятственно возводить их в горнии обители. Эта мысль ясно звучит, например, в одной из молитв службы повечерия, обращенной как раз к Богородице: «…И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи: в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи».
Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) говорил, что невиданное смирение дало Богородице способность даже простить людям убийство Ее Сына — и именно это поставило Ее на такую недосягаемую высоту в Церкви. Мы вправе обращаться к Ней как к Заступнице Усердной именно потому, что можем Ей сказать: Ты умела простить тех, кто убил Твоего Сына; прости и меня — Он умер за мои грехи тоже.
Такое безоглядное доверие Промыслу Божию и неосуждение людей и есть то самое, чему мы могли бы научиться у Божией Матери. Мы все проходим через страдания. Но только от нас зависит, примем ли мы их с доверием к Богу — или озлобимся и начнем упрекать Его или кого-то из наших ближних в наших несчастьях.
Размещено в Uncategorized, Главное
СОБОРОВАНИЕ в ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ
6 июля 2024 г. в 12.00 у нас в Дютьково в храме Рождества Пресвятой Богородицы состоится таинство елеосвящения или другое название его — Соборование.
В связи с этим иногда задают вопрос:
Если уже соборовался Великим Постом, можно ли сейчас собороваться опять?
Ответ:
Можно, т.к. Соборование — это Таинство. А участие в Таинствах — это всегда действие Божией благодати, и христиане ищут возможности ощутить эту благодать.
☦️Всего Таинств -7.
Из них 4 мы не можем повторять или испытать.
Это Таинства:
✅Крещения,
✅Миропомазания
✅Священствя.
✅Таинство брака/ венчание.
Но мы можем получить невидимое воздействие Благодати Божией, участвуя в остальных Таинствах:
☦️Евхаристии(причастия)
☦️ покаяния (Исповеди)
☦️ Соборования или таинствЕ Елеосвящения
Поэтому, участвовать в Таинстве ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ можно не только Великим Постом, но и в иные периоды, (а тяжкоболящим можно хоть ежедневно) —
приходите, за прощением забытых грехов, за исцелением и подкреплением в болезни.
В нашем храме СОБОРОВАНИЕ длится примерно полтора часа, совершается двумя или одним священником. Сначала слушаем молитвы, Псалтирь, Апостол, поются стихиры, а затем священники по очереди 7 раз читают Евангелие и после каждого чтения помазывают маслом людей.
◊Как подготовиться к Соборованию?◊
♦ Нужно придти в храм минут за 10-15 до начала
♦взять свечки для зажигания во время чтения Евангелия — вам будет достаточно одной. (Можно также поставить свечки к иконам, написать записки на воскресную Литургию , заказать Сорокоуст и прочее)
♦записать в тетрадку свои имена для Соборования,
♦можно принести свое масло и рис для освящения, чтобы забрать их потом домой или принести пустую свою маленькую баночку, куда вам нальют остатки освященного масла
♦Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья.
♦ Салфетки для вытирания излишков масла раздадут в храме, а потом соберут их для сжигания. Выбрасывать их нельзя.
◊Подробнее о Соборовании здесь:◊
Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а во время Постов все верующие стараются пособороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.
Размещено в Uncategorized, Обьявления
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — ЧТО ЗА ПРАЗДНИК ?
28 апреля 2024 года Церковь отмечает великий двунадесятый праздник, торжественный и скорбный одновременно — ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. По-другому его называют НЕДЕЛЯ ВАЙ или Вербное воскресенье.
Он посвящен следующим событиям:
После чудесного воскрешения праведного Лазаря Спаситель с учениками отправился в Иерусалим. Иудеи, задумавшие убить Христа, получили обратный эффект: вошедшему в город Иисусу множество людей бросало под ноги пальмовые ветви и постилало одежды. Господа встречали словно полководца, вошедшего в побежденный город.
Действительно, так и было: Спаситель как Царь душ человеческих удостоился не тщетной, а реальной славы. Но Он входил не как тиран или воин. Символом добрых намерений был осленок, верхом на котором ехал по Иерусалиму Господь.
Придя в Иерусалимский храм, Спаситель выгнал оттуда торговцев, заполнивших прилавками сакральную территорию. Здесь же Христос исцелял хромых и слепых, а к вечеру снова вернулся в Вифанию. В Его земной жизни начинался период вступления на крестный путь.
Праздник входа Господня в Иерусалим, который еще называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем, совершается ровно за семь дней до Пасхи. Этим торжеством оканчивается Святая Четыредесятница и начинается Страстная седмица. Праздник символизирует, с одной сторны, величие Спасителя, естественным путем стяжавшего народную славу как Истинный Бог. С другой – это начало крестного пути, трагедии человечества, когда пришедший спасти цивилизацию людей Сын Божий был приговорён к жестокой казни обезумевшей толпой.
Размещено в Uncategorized
ОБ УНИКАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ
Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем.
Суббота Лазаря и следующая за ней Неделя ваий (Вход Господень в Иерусалим) до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.
♦Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения.
♦ Так, после кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися.
♦Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.
♦Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы.
♦За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.
♦ В ексапостиларии этого дня, читаемом на Славу, и ныне звучат слова ап. Павла (1 Кор.15:55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.
♦ Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.
♦ В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник.
(azbyka.ru).
ОтветитьПереслать Добавить реакцию
|
Размещено в Основы веры
ЛАЗАРЕВА СУББОТА — чудо воскрешения
Накануне Вербного Воскресенья Церковь вспоминает чудесное событие воскрешения Христом Своего друга Лазаря из Вифании.
Праведник заболел, и сестра больного Марфа попросила Спасителя исцелить страждущего. Христос, предвидя будущее чудо, позвал с собой в Вифанию учеников.Спаситель пришел в селение, когда Лазарь уже был мертв. Более того, прошло целых четыре дня, как покойный пребывал в гробнице.
Господь, очевидно, будущим чудом хотел показать Свою власть над жизнью и смертью, ведь мертвое тело за несколько суток подверглось процессу разложения.
У гробницы Спаситель призвал Лазаря воскреснуть и выйти к людям.
Так и случилось. При большом стечении народа было явлено чудо воскрешения четверодневного мертвеца.
Иудеи впоследствии пытались обречь святого на мученическую смерть, пустив лодку с ним в море, но не дав весел. Промыслом Божиим Лазарь очутился на Кипре, где апостолы Павел и Варнава рукоположили праведника в епископы. Здесь, в Ларнаке, святой окормлял христианскую общину и мирно умер по прошествии тридцати лет.
Размещено в Uncategorized
БЛАГОВЕЩЕНИЕ и КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
Благовещение» – по-гречески «Евангелион». Именно от этого события многие христианские богословы отсчитывают начало искупления человечества от грехов. Поэтому мы вспоминаем его в ряду главных 12 христианских праздников и изображаем в храмах на Царских вратах.
Размещено в Основы веры
О СОБОРОВАНИИ — что надо знать.
В субботу 6 апреля 2024 г. в 12.00 в нашем храме состоится СОБОРОВАНИЕ. Оно длится примерно полтора часа. Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья. Второе соборование планируется 26.04.2024.
Придя в храм, подойдите к свечному ящику и запишитесь в тетрадку. Не забудьте про свечи — их можно поставить к иконам, а одна вам понадобится в руках. Ее следует зажигать каждый раз во время чтения Евангелия — всего 7 раз.
Общая краткая информация о том , что такое СОБОРОВАНИЕ:
Соборование , или по-другому называется елеосвящение — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл при условии покаяния.
Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.
Размещено в Анонсы, Обьявления
ПАРАСТАС — Зачем подавать записки об упокоении на Парастас?
Парастас — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние — т.е. ходатайство Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни. Основное содержание Парастаса — это чтение полностью одного псалма 118-ого, самого большого в Псалтири.
Он начинается словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его…»
Псалом читается с двумя остановками, во время которых идет молитва и перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках.
Первые строки псалма поет хор, священник в это время совершает каждение. Закончив кадить священник продолжает чтение псалма, а хор тихо и печально припевает. «Благословен, еси, Господи…»
Затем чтение останавливается, читаются записки об упокоении, перечисляются записанные в книгу на длительное поминовение имена усопших, повторяется молитва «Господи, помилуй.»
После поминания примерно половины имен, возобновляется чтение второй части псалма 118. Его сопровождает припев «Спасе, спаси мя…»
Вслушиваясь в слова и молитвы Парастаса, мы — каждый в отдельности и вся Церковь- молим Господа:
— смягчить участь ушедших в мир иной без покаяния;
— простить их прегрешения вольные и невольные;
— упокоить души родных и близких в Царствии Небесном вместе со всеми святыми;
— просим Бога облегчить участь тех кто жив и страдает;
— помиловать и нас грешных
Размещено в Uncategorized
МИЛОСТЬ МИРА — главное песнопение литургии
По воскресениям Великого Поста в Церкви служится, как правило, литургия по чину Василия Великого. Она отличается тайными священническими молитвами во время Евхаристического канона.
А для нас, молящихся и поющих в храме- более длинным, чем на литургии Иоанна Златоуста песнопением «Милость мира», о котором сейчас пойдет речь:
Главное событие на Литургии – евхаристический канон,или анафора. Именно это событие и сопровождается песнопением, которое называют по его начальным словам — «Милость мира…»
⚡ Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника:
✅ «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».
В ответ на него хор от лица всех молящихся поет:
Размещено в Uncategorized, Основы веры