ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА — ЧТО ВАЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШИХ

Субботу поминовения усопших накануне праздника в честь великомученика Димитрия Солунского в Русской, Сербской и Болгарской Церквях принято называть Дмитриевской.  Память вмч Димитрия Солунского отмечается 8 ноября, а заупокойную родительскую службу Устав предписывает служить в ближайшую субботу перед 8 ноября. Таким образом дата Дмитриевской Родительской субботы всегда немножко отличается год от года.

В 2024 году она приходится на 2 ноября. Согласно преданию, установлен этот поминальный день на Руси был  Дмитрием Донским в память о погибших на Куликовом поле русских воинах. Со временем на Дмитриевскую субботу стали поминать всех усопших.

Что же мы можем сделать для   дорогих нам людей — христиан,   кого уже не вернешь в этот мир ?

Лучшее, что мы можем сделать   — это молиться за них, и в личных молитвах дома, и в храме за богослужением.

 В Дмитриевскую родительскую субботу очень правильно будет придти в храм  в пятницу вечером  на ПАРАСТАС и подать записки с именами, чтобы священник называл их во время чтения псалмов, пения  канона, а все присутствующие в храме молились бы ко Господу о прощении грехов тех, кто сам уже за себя молиться не может.

В Родительскую субботу особое поминание усопших происходит и во время ЛИТУРГИИ, когда  священник совершает проскомидию и вынимает частицы  просфоры за усопших. Не забудьте также подать в храме записки с  их именами для поминания на проскомидии.

Завершается Дмитриевская Родительская суббота  ВЕЛИКОЙ ПАНИХИДОЙ, где  также будет происходить по-именное поминание ушедших в мир иной, а наши  усердные молитвы будут прерываться  печальным и торжественным песнопением «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» и «Царствие Небесное».

Такая большая заупокойная служба  —  последняя в этом году.  Следующая родительская суббота  будет только  22 февраля 2025 г.

ПОДРОБНЕЕ о заупокойном богослужении:

https://afanasiy.net/voroncov-chto-takoe-parastas

 

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ.

Толкование паремий на Всемирное Воздвижение Честнаго и животворящаго Креста. 

На вечернем богослужении накануне Крестовоздвижения в храмах читаются  три отрывка из Ветхого Завета.

Вот их текст с обьяснением о чем они, и какая связь их с Крестом Господним:

1.Книга Исхода
И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра (Горечь). И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь Бог твой, целитель твой. И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах. И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. (Исх 15:22–27; 16:1)
В первой паремии говорится о путешествии израильтян после чудесной переправы через Чермное море в пустыню Сур. Место, где расположились евреи после чуда, так их поразившего, было прекрасным оазисом. Зеленый островок в пустыне с горьковатой, но сносной для питья водой давал небольшой отдых и, вместе с тем, настраивал на более трудное. Предстоял нелегкий путь по знойной пустыне. Нужно терпение и мужество, чтобы достигнуть свободной и достойной жизни в обетованной земле. Евреев испугали трудности, и они стали роптать на Моисея, выражая желание вернуться хотя и в рабство, но к сытой жизни, которая никаких внутренних задач перед каждым не ставит. Пустыня Сур, куда повел их Моисей, это пустынная земля достаточно узкая, на восточном берегу Суэцкого канала. Первые дни народ утолял жажду запасной водой, когда же она кончилась, попробовали воды Мерры и стали роптать на Моисея, а значит и на Бога. Забыто было все: и недавнее чудесное избавление от власти фараона, и многие факты, всем известные, говорящие о милости Божией к народу. Истощилось терпение, погасло упование, осталось лишь глухое недовольство. Моисей стал молиться, и Бог указал ему на дерево (полено, ветви, или жезл из него), которое надо было погрузить в источник, чтобы вода стала пригодной для питья. Теперь арабы не знают такого дерева, а во времена Моисея могло и быть (если судить по аналогии с предводителем испанцев во Флориде, который погрузил сасафрас в воду, и она через некоторое время стала пригодной для питья). Но если и росло тогда такое дерево, если знал о нем Моисей (когда сам жил в пустыне), все-таки для 2, 5 миллионов человек и множества скота изменить вкус воды целого водоема можно было только чудом. Но зачем дерево нужно для чуда? Разве нельзя было одним словом, одним повелением Господним совершить чудо? Однако здесь впервые чудо соединило дерево с мыслью о спасительности прообраза Древа Крестного. Позже, в Новом Завете, Крест будет «хранителем всей вселенной», «утверждением верных». Пока же народ призывается навсегда соединить два понятия: крест (пока как прообраз) и спасение. Чудо это еще до Синая воспитывало в людях сознание необходимости хранить верность Богу, Который может все. Первоначально для воспитания постоянства в народе Бог обещает сохранить здоровье всех путешествующих. По свидетельству псалмопевца, во время путешествия по пустыне не было больных среди евреев.

На праздник Воздвижения Креста Господня читается это потому, что услаждение горьких вод Мерры прообразовало силу Креста Господня. Силой его преодолена самая едкая горечь, горечь смерти. Воскресением Христовым дарована верующим жизнь вечная.
Силой Креста Христова преодолена горечь неведения Бога (это и пребывание в язычестве, отпадение от веры, отрава неверием) как смерти душевной.
Силой Креста Христова преодолеваются и многие горести и беды в жизни, которые услаждаются молитвой.
Силой Креста Христова облегчается трудность борьбы с самолюбием, утверждается постоянство в подвигах самоотвержения. Преподобный Нил Синайский говорил, что, слава Богу, есть «Крест Господень, которым можно усладить горькую воду твоего нрава».

2.Книга Притчей

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!( Притч 3:11–18)

Вторая паремия словами притч призывает «не пренебрегать» всеми «наказаниями» от Господа. Сюда относятся все житейские бедствия, болезни, лишения, всевозможные неудачи. Почему это нужно? Потому что Господь ими воспитывает человека для Царствия Божия. Если отвергать эти меры, то скорби не исчезнут, а в душе будет расти раздражение, недовольство всем. Можно так дойти и до озлобления. Соломон предостерегает и от уныния словами «не ослабевай», так как уныние расслабляет душу и лишает ее главного, ради чего допускается «наказание», – раскаяния. Чтобы легче было смириться с таким способом воспитания, автор притчей указывает на основную утешающую мысль во всех невзгодах: Господь так реагирует на недостатки каждого из нас потому, что относится к каждому как отец к сыну, не равнодушно, а с любовью. К тому же все, что приходится терпеть в жизни, приводит к опытности, благоразумию, даже мудрости. Иметь это важнее и значительнее, чем «злата и сребра» сокровища. Премудрость, приобретенная в терпении, не просит ценнее житейских благ, но и награждает своего обладателя миром души. Мир этот приводит к надежному счастью и в духовном плане, и в житейском. Надежность, прочность этого счастья оттого, что оно опирается на «древо живота», то есть сила Божия дает человеку знать, что делать, защищает от колебаний, сомнений, бурь, способных разрушить все в жизни.

Почему строки о премудрости читаются в этот праздник? Потому что заключительные слова притчей о «древе живота» Церковь относит к Кресту Христову. В Кресте Господнем (Его распятии) людям открылась любовь Божия к каждому отдельному человеку и к человечеству в целом. Высшая премудрость земли – это умереть со Христом для рабства греху, отвергнуть вражию гордыню, креститься «в смерть Его», чтобы и воскреснуть для жизни в Нем и с Ним.

3. Книга пророка Исаии

И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев (Ис. 60:11–16).

Третья паремия говорит о славе Иерусалима, которая воссияет тогда, когда все вернутся из плена вавилонского. Врата Иерусалимского храма не будут закрываться, так многочисленны будут поклонники, которые толпами во главе со своими старейшинами, предводителями, царями придут поклониться Богу. То, что врата не будут затворяться, говорит о мире, когда нет необходимости в охране ворот. Упоминание о славе Ливана переносит к историческим подробностям восстановления храма в Иерусалиме, когда Кир отпускал для храма драгоценные породы деревьев: кедр, кипарис, сосну (или певг). Ливан славился кедрами особенно, потому упоминание о драгоценной древесине связывало с Ливаном. О восстановлении Иерусалимского храма есть свидетельство в Библии (1 Езд. III, 7). Храм стал местом поклонения не только тех, кто о нем заботился, но и их потомков, включая и потомков тех, кто разорял его. Здесь пророк Исаия переходит от славы храма земного к Храму Небесному, почитаемому как Град Господень, о котором сказано: «положу тя в радость вечную». Это уже о Церкви сказано, которая всех помнит, где никому не грозит забвение, которая не узнает опустошения, даже если временное разрушение и будет допущено в отдельных местах. Главное – дух веры и преданности Богу – Церковь сохранит до конца.

В день Воздвижения Креста Господня эта паремия читается потому, что слава Церкви – это слава Креста Господня. Сила Церкви – в силе распятого на Кресте Господа. Упоминание о драгоценных породах дерева (кедре, кипарисе, сосне) связано здесь с символом креста вообще, а в отдельности можно привести такие сравнения:
считалось издавна, что запах кедра прогоняет змей – Крестом Христовым, силой распятого на нем Господа, прогоняются злые помышления, наводимые демонами;
кедр был символом могущества, силы, красоты, устойчивости, сопротивляемости всем бурям – и Крестом Христовым укрепляется человек в бесконечном терпении;
из сосны делали лекарства, и потому она стала символом исцеляющей силы Креста Христова, когда гнетут душевные муки и терзают угрызения совести.

Источник: Сайт « Православный народ»

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК в 2024 г. — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Св. Адриан и Наталья — когда жена верующая, а муж нет.

8 сентября в 2024 г.приходится на воскресенье. Церковь  как обычно в в воскресный день празднует Воскресение Христово, а также чудесное избавление Москвы от нашествия Тамерлана, связанное со Сретением  (встречей)   иконы Божией Матери, переносимой из  Владимира в Москву.

Кроме того 8 сентября  отмечается память святых Адриана и Наталии.


Удивительная история святых мучеников Адриана и Наталии.

Адриан был большим начальником в Римской империи: он записывал протоколы допросов христиан. Перед его глазами проходили люди разных возрастов, доходов, состояний, мужчины и женщины, которых ожидали ссылки, гонения, лишения имущества, смерть. Изо дня в день он видел этих людей, смотрел на них, записывал их показания – где ты родился? как тебя зовут? христианин ли ты? готов ли ты страдать за свою веру? Его поражала их твердость в своей вере. И Адриан заинтересовался, стал специально приходить к христианам в темницу, разговаривать с ними, спрашивать: «Вы же не преступники, не убийцы. Вас ожидают страшные мучения, в лучшем случае – изгнание. Зачем вы решаетесь на это? Что вы ожидаете взамен? Что дает вам ваша вера?» И они отвечали: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я – христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.

Казалось бы, молодая жена, узнав о таком поступке мужа, должна была броситься спасать его, вызволять из оков, требовать одуматься. Но Наталья приняла весть с радостью. Оказывается, она была тайной христианской и страдала, что муж ее ослеплен язычеством. Придя к нему в тюрьму она не только заботилась о других христианах, обрабатывала их раны, кормила и поила, но и молила мужа быть твердым: «Все тлен и прах. Не жалей ничего земного: ни красоты, ни богатства, ни молодости, потому что это все пройдет. Богу угодны вера и добрые дела. И блажен ты, что уверовал во Христа». Когда Адриана отпустили на время домой, чтобы сообщить о дне казни, Наталья испугалась. Она решила, что он не сумел сохранить твердость духа, струсил, и потому даже не хотела его пускать домой. Но узнав о причине, только радовалась. Видя каким чудовищным пыткам подвергает император христиан, боясь что муж ее дрогнет, поколеблется и отречется от Христа, она сама просила мучителей первым предать смерти и мучениям ее Адриана. Так и случилось. Ему отбили на наковальне ноги, затем руки, после чего Адриан предал Богу дух. Наталья тайно взяла отрубленную руку мужа и как святыню спрятала в своем доме. Тела же мучеников по приказу императора полагалось сжечь в печи. Но после казни разразился гроза, полил сильный дождь. Молнии страшно сверкали, и ударами их было убито несколько палачей. Вода же погасила огонь в печи и тела мучеников остались невредимы.

Наталья была очень знатна и богата. Опасаясь, что император потребует ее вновь выйти замуж за язычника, Наталья бежала в Византию, в город Аргирополь. Именно туда благочестивый Евсевий тайно перевез тела мучеников, в том числе Адриана. Тогда же в ее пути случилось чудо. Корабль с христианами, на котором была Наталья, попал в страшный шторм. В это время его преследовало другое судно, на котором находился военачальник, намеревавшийся жениться на Наталье. В страшной буре корабль с язычниками пострадал, многие корабельщики утонули. Судно же Натальи уцелело. Как говорит житие, в сиянии явился Адриан и спас их. Достигнув Аргирополя, Наталья пришла в храм с телами мучеников и соединила руку Адриана с его телом. На следующий день бескровная мученица предала Богу душу и была удостоена мученического венца.

Житие этих святых очень хорошо показывает нам пример истинной любви. Какая она? Для верующего человека ответ очевиден: та, что приводит к Богу. Потому что нет большего счастья, чем знать, что твой самый дорогой человек живет в вере и ищет спасения во Христе.
По сути, история Адриана и Наталии — это про нас многих, те семьи, в которых один супруг пришел к вере, а другой еще нет.

В нашей стране (да и не только в нашей) много девушек и женщин с прекрасным именем Наталия, реже встречаются Адрианы. Сегодня они все принимают поздравления с именинами, с днем небесного покровителя. Молимся этим дивным святым, показавшим нам пример любви и единомыслия между супругами, и все мы — о даровании нам Господом крепкой веры и крепкой семьи. Cвятые мученицы Христови, Адриане и Наталие, молите Бога о нас!

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Царица моя преблагая, надежда моя, Богородица, приятилище сирых и странных предстательнице…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?

Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу.

Наверное, нет ни одного человека, который назвал бы свою жизнь легкой. Все мы болеем, сталкиваемся с несправедливостями, теряем близких и любимых людей, а в конце концов умираем сами, и все это не какие-то роковые случайности (хотя иногда так кажется), а самая верная закономерность. Ни в чем я не могу быть уверен так же твердо, как в том, что однажды умру.

Даже верующие люди, сталкиваясь с испытаниями, могут впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и пойти по пути Ивана Карамазова, который «вернул билет» Богу, создавшему, по его мнению, такой жестокий и несправедливый мир. Мир всеобщего страдания.

Что же, этот мир действительно тяжко болен. Таким его сделал грех, некогда совершенный нашими прародителями и наложивший отпечаток на всю последующую историю человечества. Но значит ли это, что нам остаётся только один вариант отношения к миру и создавшему его Богу — тот самый, карамазовский? Вовсе нет. Перед нашими глазами пример Девы Марии, Матери Господа Иисуса, над Которым жестоко издевались и Которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий. И в том, как Она прошла через них, — ориентир и надежда для всех нас.

А ведь начиналось все с призыва к радости.

Тезис 1.

«Радуйся!» — это было первое, что Мария услышала от Ангела.

После того, как совсем юная (по преданию, Ей не было еще и двадцати) Мария обручилась с Иосифом, Ей явился вестник от Бога — Архангел Гавриил и произнес: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:28). Узнав от Ангела, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:32), Святая Дева в самом деле обрадовалась; когда же предсказанное совершилось и Мария понесла во чреве Младенца, Она воспела пророческую песнь, слова которой мы повторяем во время вечернего богослужения: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:46–47, 48).

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино

Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона, которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:28–32, 34–35).

Тебе Самой оружие пройдет душу, «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями.

Тезис 2.

Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий

Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…

Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков

Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.

А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.

В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).

Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен

   Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными

Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канон Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.

Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:

«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Отречение Петра. Рембрандт

О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)

О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:

«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)

О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:

«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один брак, и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)

И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:

«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)

Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.

Тезис 4.

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — это свидетельство всецелого доверия Богу, которое позволило Деве Марии принять все, что Ей выпало пережить

Опыт, через который прошла Божия Матерь, очень близок всем нам. И не только потому, что каждый из нас, повторим это снова, обязательно терпит в течение жизни скорби, теряет близких и т. д. Ее опыт близок нам еще и потому, что мы точно так же, как Богородица, не можем точно знать, ради чего нам приходится так страдать. Святая Дева безусловно знала, что Ее Сын Иисус — Сын Божий. Но почему же Его, исцелившего стольких больных, накормившего стольких голодных, принесшего в мир такое возвышенное и прекрасное учение, всего Себя отдавшего на служение людям, почему Его гонят, злословят, хотят убить и в конце концов убивают?! За что?! Когда нас «накрывает» беда, когда страдают наши дети, мы задаемся схожими вопросами. И иногда — да, прямо скажем, не так уж и редко — в нас просыпается тот самый Иван Карамазов, сжимающий кулак, чтобы погрозить им в небо.

А Богородица? Она страдала молча. И это было молчание смиренного принятия всего, что приходит от Бога, потому что не происходит в мире ничего, что было бы Богом не предусмотрено. Во всем Евангелии нет ни единого намека на то, что Мать Иисуса усомнилась в Промысле Божием или пала духом. Мы не видим в Ней никакого возмущения, никаких попыток спорить с Богом — ни разу и нигде! Беззаветная преданность Господу — главное, что характеризует личность Девы Марии. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему — эти слова Божия Матерь пронесла через всю Свою жизнь.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Успение. Джотто ди Бондоне

Есть в евангельской истории один момент, когда Дева Мария словно бы ставит под сомнение Промысл Божий. Архангел извещает Ее о грядущем рождении Сына, а Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34) Но этот вопрос выражает вовсе не неверие, а всего «лишь Ее детское целомудрие и простодушие» — объяснял святитель Николай Сербский (1881–1956). Из уст современного человека, «находящегося под бременем законов природы», этот вопрос действительно вышел бы скептическим: «Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас — удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия», — писал святитель Николай.

Нигде в Евангелии мы не видим, чтобы в Богородице проявлялось столь свойственное некоторым матерям желание контролировать своих детей, реализовать себя в них, навязать им свою волю. Когда на свадьбе в Кане Галилейской заканчивается вино, Она всего лишь мягко обращает внимание Сына на возникшую неловкость: вина нет у них (Ин 2:3). И, видя, что Тот не спешит творить чудо, призывает служителей (обратившихся, как видно, сначала к Ней) поступить по слову Иисуса: что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). В этих словах — самая суть Ее личного отношения к Сыну, а вместе с тем и послание Богородицы всем нам. Что скажет Он вам, то сделайте.

***

В день Успения Пресвятой Богородицы, согласно церковному преданию, к Ее одру явился Сам Христос, чтобы стать Ее спутником в Царство Небесное. А с тех пор, как Божия Матерь взошла на Небо, Она Сама сделалась, по вере христиан, сильной Заступницей, способной избавлять души усопших от козней темных духов и беспрепятственно возводить их в горнии обители. Эта мысль ясно звучит, например, в одной из молитв службы повечерия, обращенной как раз к Богородице: «…И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи: в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи».

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) говорил, что невиданное смирение дало Богородице способность даже простить людям убийство Ее Сына — и именно это поставило Ее на такую недосягаемую высоту в Церкви. Мы вправе обращаться к Ней как к Заступнице Усердной именно потому, что можем Ей сказать: Ты умела простить тех, кто убил Твоего Сына; прости и меня — Он умер за мои грехи тоже.

Такое безоглядное доверие Промыслу Божию и неосуждение людей и есть то самое, чему мы могли бы научиться у Божией Матери. Мы все проходим через страдания. Но только от нас зависит, примем ли мы их с доверием к Богу — или озлобимся и начнем упрекать Его или кого-то из наших ближних в наших несчастьях.

СОБОРОВАНИЕ в ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ

6 июля 2024 г. в 12.00 у нас в Дютьково в храме  Рождества Пресвятой Богородицы состоится таинство елеосвящения или другое название его  — Соборование.

В связи с этим иногда задают вопрос:
Если уже соборовался Великим Постом, можно ли сейчас собороваться опять?

Ответ:

Можно, т.к. Соборование — это Таинство. А участие в Таинствах — это всегда действие Божией благодати, и христиане ищут возможности ощутить эту благодать.

☦️Всего Таинств -7.

Из них 4 мы не можем повторять или испытать.

Это Таинства:
✅Крещения,
✅Миропомазания
✅Священствя.
✅Таинство брака/ венчание.

Но мы можем получить невидимое воздействие Благодати Божией, участвуя в остальных Таинствах:
☦️Евхаристии(причастия)
☦️ покаяния (Исповеди)
☦️ Соборования или таинствЕ Елеосвящения

Поэтому, участвовать в Таинстве ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ можно не только Великим Постом, но и в иные периоды, (а тяжкоболящим можно хоть ежедневно) —

приходите, за прощением забытых грехов, за исцелением и подкреплением в болезни.

В нашем храме СОБОРОВАНИЕ длится примерно полтора часа, совершается двумя или одним священником. Сначала слушаем молитвы, Псалтирь, Апостол, поются стихиры, а затем священники по очереди 7 раз читают Евангелие и после каждого чтения помазывают маслом людей.

◊Как подготовиться к Соборованию?◊
♦ Нужно придти в храм минут за 10-15 до начала

♦взять свечки для зажигания во время чтения Евангелия — вам будет достаточно одной. (Можно также поставить свечки к иконам, написать записки на воскресную Литургию , заказать Сорокоуст и прочее)

♦записать в тетрадку свои имена для Соборования,

♦можно принести свое масло и рис для освящения, чтобы забрать их потом домой или принести пустую свою маленькую баночку, куда вам нальют остатки освященного масла

♦Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья.

♦ Салфетки для вытирания излишков масла раздадут в храме, а потом соберут их для сжигания. Выбрасывать их нельзя.


◊Подробнее о Соборовании здесь:◊


Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а во время Постов все верующие стараются пособороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — ЧТО ЗА ПРАЗДНИК ?

28 апреля 2024 года Церковь отмечает великий двунадесятый праздник, торжественный и скорбный  одновременно  —  ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. По-другому его называют  НЕДЕЛЯ ВАЙ или Вербное воскресенье.

Он посвящен следующим событиям:

После чудесного воскрешения праведного Лазаря Спаситель с учениками отправился в Иерусалим. Иудеи, задумавшие убить Христа, получили обратный эффект: вошедшему в город Иисусу множество людей бросало под ноги пальмовые ветви и постилало одежды. Господа встречали словно полководца, вошедшего в побежденный город.

Действительно, так и было: Спаситель как Царь душ человеческих удостоился не тщетной, а реальной славы. Но Он входил не как тиран или воин. Символом добрых намерений был осленок, верхом на котором ехал по Иерусалиму Господь.

Придя в Иерусалимский храм, Спаситель выгнал оттуда торговцев, заполнивших прилавками сакральную территорию. Здесь же Христос исцелял хромых и слепых, а к вечеру снова вернулся в Вифанию. В Его земной жизни начинался период вступления на крестный путь.

Праздник входа Господня в Иерусалим, который еще называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем, совершается ровно за семь дней до Пасхи. Этим торжеством оканчивается Святая Четыредесятница и начинается Страстная седмица. Праздник  символизирует, с одной сторны, величие Спасителя, естественным путем стяжавшего народную славу как Истинный Бог. С другой – это начало крестного пути, трагедии человечества, когда пришедший спасти цивилизацию людей Сын Божий был приговорён к жестокой казни обезумевшей толпой. 

 

 

ЛАЗАРЕВА СУББОТА — чудо воскрешения

Накануне Вербного Воскресенья Церковь вспоминает чудесное событие воскрешения Христом Своего друга Лазаря из Вифании.

Праведник заболел, и сестра больного Марфа попросила Спасителя исцелить страждущего. Христос, предвидя будущее чудо, позвал с собой в Вифанию учеников.Спаситель пришел в селение, когда Лазарь уже был мертв. Более того, прошло целых четыре дня, как покойный пребывал в гробнице.

Господь, очевидно, будущим чудом хотел показать Свою власть над жизнью и смертью, ведь мертвое тело за несколько суток подверглось процессу разложения.

У гробницы Спаситель призвал Лазаря воскреснуть и выйти к людям.

Так и случилось. При большом стечении народа было явлено чудо воскрешения четверодневного мертвеца.

Иудеи впоследствии пытались обречь святого на мученическую смерть, пустив лодку с ним в море, но не дав весел. Промыслом Божиим Лазарь очутился на Кипре, где апостолы Павел и Варнава рукоположили праведника в епископы. Здесь, в Ларнаке, святой окормлял христианскую общину и мирно умер по прошествии тридцати лет.

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ и КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

7 апреля 2024 года — редкое совпадение двух праздников: БЛАГОВЕЩЕНИЯ и КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ

Благовещение» – по-гречески «Евангелион». Именно от этого события многие христианские богословы отсчитывают начало искупления человечества от грехов. Поэтому мы вспоминаем его в ряду главных 12 христианских праздников и изображаем в храмах на Царских вратах.

О СОБОРОВАНИИ — что надо знать.

В субботу 6 апреля 2024 г. в 12.00 в нашем храме состоится  СОБОРОВАНИЕ. Оно длится примерно полтора часа. Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья. Второе соборование планируется 26.04.2024.

Придя в храм, подойдите к свечному ящику и запишитесь в тетрадку. Не забудьте про свечи  —  их можно поставить к иконам, а одна вам понадобится в руках. Ее следует зажигать каждый раз  во время чтения Евангелия — всего 7 раз.

Общая краткая информация о том , что такое СОБОРОВАНИЕ:
Соборование , или по-другому называется елеосвящение — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл при условии покаяния.
Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.