ПАМЯТЬ ВОИНОВ — св. ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ, великомученник.

Имя св.вмч.Димитрия Солунского тесно связано с почитанием воинов, отдавших жизни за други своя.

Поэтому и  большая заупокойная служба называется Дмитровская родительская суббота. (В 2023  году мы совершали ее 28 октября).

Св  вмч Димитрий родился в семье тайных христиан в конце III века  и прожил свою недолгую жизнь территории современной Греции. Он был,  говоря современным  языком,  военноначальником и губернатором г.Салоники.  

О его жизни,  о подвиге веры и чудесных явлениях мироточения  — здесь

https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij

 

ОТЦЫ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА. ЧТО ОНИ СДЕЛАЛИ ДЛЯ НАС ?

Святые отцы 7-ого Вселенского собора собрали опыт почитания икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру.

Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия.                           

Подробнее здесь :

https://pravoslavie.ru/121528.html?ysclid=lnydnrpx2p632469686

 

Троица 2022

Крестный ход с иконой Богородицы «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД»

25 октября в наш храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Дютьково прибывает чудотворная  икона Божией Матери «Избавительница от бед» Ташлинская и собирает нас на молитву.

Она пробудет у нас  полтора  часа с 14.30 до 16.00, а затем продолжит свое следование по храмам Подмосковья. Об истории обретения иконы и исцелениях, а также о Всероссийском казачьем крестном ходе  см. здесь:
https://palomnikodintsovo.ru/news/detail/restnyy-khod-s-ikonoy-bozhiey-materi-izbavitelnitsa-ot-bed/?ysclid=lnt4h0dksz690218279

 

ЕКТЕНИЯ — что это?

ЕКТЕНИЯ -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй», или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.


Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Почему Великим Постом ПРАЗДНУЕТСЯ ПАМЯТЬ СВТ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 (Из книги «Великий Пост», священник Александр Шергунов):

Во 2ю Неделю  Великого Поста, Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас.

Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни.

Это может означать только одно:

что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме.

Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

СРЕТЕНИЕ -ЛИЧНЫЙ ПРАЗДНИК КАЖДОГО

Двунадесятый праздник Сретения Господня выделяется из всех двунадесятых праздников тем, что, он  Господский, но в то же время он имеет богослужебные особенности, присущие Богородичным праздникам, т.е. он Господский и Богородичный одновременно. Он посвящен библейским событиям встречи Ветхого и Нового  Завета. Суть праздника изложена в Евангелии от Луки —  древнем стихотворении как бы от лица Симеона, которое всегда поется  или читается на Всенощном бдении:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! По глаголу Твоему с миром; Яко видеста очи мое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих, Израиля!

ПЕРЕВОД: Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Израиля!

А еще по необъяснимому ощущению СРЕТЕНИЕ — очень личный праздник.

Этот небольшой текст написан незнакомым  мне  автором — Татьяной Алексеевой, но как бы мне хотелось подписаться под каждым словом ! Делюсь с вами:

«Сретение – очень личный праздник, как и Покров. Душа готова узнать себя в каждом – в Симеоне, уже за пределами надежды дождавшемся заветного обетования. В изумлённой Марии, впервые отрывающей от себя и отдающей в мир дитя. В свидетельнице Анне, даже в гулкой тишине храма и шершавых ступенях… Глубокая и молчаливая рифма к Рождеству. Сосуд, собравший первые капли ещё не пролитой крови…

Репродукция -Харменс ван Рейн Рембрандт. Симеон с младенцем Иисусом в храме. 1669.

Этот перекрёсток евангельских событий, случившегося и ожидаемого, отзывается эхом, тайной судьбы для любого человека. Почти каждый чувствовал в особые моменты жизни, что есть нечто тебе предназначенное, но ещё не открывшееся, скрытое до времени… И верил в такие минуты в несомненную и прямую встречу с Высшим – пусть и на пороге ухода.

Личное измерение Праздника помогает ему длиться, оставаться живым. Сретение продолжается с каждым родившимся человеком, с каждой душой, которая хочет, чтобы её узнали и вот так взяли на руки — как на картине Рембрандта. Похоже, в Рембрандте было что-то от Симеона — он мог распознать божественный свет в самых густых сумерках.»

Текст: Татьяна Алексеева, наша современница.

5 февраля 2023 — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ

 В первое воскресенье февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Только в день празднования Собора совершается память святых, чья  дата смерти неизвестна.

Также в этот день поминают всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову…

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, молите Бога о нас!

 

 

 

ПРП.САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ — СЛУЖБА В МОНАСТЫРЕ

01 февраля2023 в день первого обретения мощей прп. Саввы Сторожевского (сер 17 века) — наши прихожане вместе с настоятелем отправились в Саввино-Сторожевский монастырь на торжественное богослужение в Преображенском храме монастыря.   Этот праздник совпал также с днем интронизации Патриарха Кирилла, и был отслужен молебен о здравии Святейшего.!

Немножко фотографий:

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
14 января утром к нас как и во всех храмах совершается Литургия Василия Великого. Это происходит всего 10 раз в год.
О том, какие бывают Литургии, и чем они отличаются нам напоминают здесь

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ВИФЛЕЕМСКУЮ ЗВЕЗДУ

Дорогие братья и сестры! Ночная Литургия Рождества Христова завершает череду богослужений, посвященных Великому празднику.
Чтобы не потерять Вифлеемскую звезду в суматохе и  приблизиться к лучшему пониманию нашей веры, хорошо бы христианину сходить в храм 6 января на какую-то часть этих необычных и порой малопонятных богослужений.

Можно посмотреть заранее тексты или взять их с собой. А мы постараемся дать пояснения того, что будет происходить на службах  в нашем храме 6 января 2023 г:

ИТАК:

С 8 до 10 утра (примерно)- Царские Великие часы : 1ый, 3ий, 6й и 9ый час. Песнопений мало.
Каждый час читается по одинаковой схеме, но тексты разные на каждом часе:
✔️три псалма из Псалтири,
✔️ Ветхозаветное пророчество
✔️Отрывок из Евангелия от Матфея и от Луки .
✔️Господи, помилуй — 40 раз

https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/0_home/prazd/001.html


Примерно в 10 утра и до 11.30 служится Вечерня Навечерия.
На ней читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. См ссылку на тексты.

https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/bogoslujebnie/parimiinik/m_yanv04.html

Тут самое время подать записки с именами о здравии и упокоении , чтобы Церковь их помянула на Литургии.


(-продолжение следует)