КАК САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ ПОРОДНИЛ ФРАНЦУЗСКИЙ И РУССКИЙ ПРЕСТОЛЫ.

Монах и вице-король

Сергей Викторов

Окрестности Звенигорода настолько красивы, что еще с позапрошлого века их недаром стали называть подмосковной Швейцарией. Конечно, здесь нет огромных, подобных альпийским, гор с вечными снегами, но немало высоких холмов разбросано среди живописной природы.

Место на горе Стороже близ речки Сторожки и выбрал в конце XIV века для своей обители инок Савва – один из учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Там при поддержке Звенигородского князя Юрия Дмитриевича (второго сына великого Московского князя Димитрия Донского) инок Савва сам построил небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келию при нем.

Весть о добродетельном иноке быстро разнеслась по всей округе, и народ пошел на Сторожу. Одни шли, чтобы последовать примеру в его монашеском служении, другие – чтобы получить благословение и духовную поддержку. Со временем благодаря пожертвованиям от князя Юрия и других членов семейства Донских на месте деревянной церквушки появился белоснежный каменный собор, который затем преобразился в знаменитый монастырь, названный в честь его основателя Саввино-Сторожевским.

Саввино-Сторожевский монастырь
Фото: Владимир Ходаков

Автор этих строк впервые попал в этот монастырь летом 2012 года в составе однодневной экскурсии от одной из столичных турфирм. Посетить эти красивые места меня тогда побудил только что показанный по телевидению сериал «Эффект Богарне», который в детективном жанре рассказал удивительную историю спасения монастыря во время Отечественной войны 1812 года. Говорят, что первое впечатление самое верное. Так вот первыми, кого я увидел, попав за монастырские ворота, были… кошки, считающиеся символом домашнего очага. Пять ухоженных и упитанных кошек чинно поедали принесенную им рыбную похлебку. Каждая – у своей тарелки, не обращая никакого внимания на суету вокруг и многочисленных посетителей. А из монастырского подвала, где находилась столовая, доносились такие запахи, что ноги вместо похода в «царские палаты» сами несли их владельца туда. Неудивительно, что из той поездки в монастырь автор вернулся с сумкой, наполненной бутылками с местным квасом, выпечкой и травяными настойками на все случаи жизни. Потребовалась еще одна поездка, чтобы по-настоящему насладиться удивительной духовной атмосферой Саввино-Сторожевского монастыря и здешними красотами.

Царь Алексей Михайлович

Близость к «белокаменной» и расположение на самой высокой точке ландшафта быстро превратили монастырь в мощнейший форпост, прикрывавший столицу Руси с запада от многочисленных вторжений неприятелей. Во времена Смуты святая обитель буквально переходила из рук в руки между первым Лжедмитрием, «Тушинским вором», поляками и бандами Болотникова и Маринки Мнишек. Только с воцарением на троне династии Романовых монастырь наконец-то смог избавиться от пушек и пороховых складов. Особую роль в этом преображении сыграл царь Алексей Михайлович по прозвищу «Тишайший». Столь необычное имя он заслужил за удивительные для тех страшных времен богобоязненность и скромный образ жизни. С ранних лет до своего последнего часа самодержец ежедневно по много часов проводил в молитвах.

Царь Алексей Михайлович отличался еще одной удивительной для тех времен особенностью – постоянством: 21 год прожил он душа в душу со своей первой женой Марией Милославской, которая родила ему 13 детей.

Савва Сторожевский спасает
царя Алексея Михайловича от медведя

Каждое лето супруги со своим всё возрастающим потомством приезжали в Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы отдохнуть от столичной суеты. Выбор монастыря в качестве летней резиденции был отнюдь не случаен. Согласно преданию однажды царь, охотясь в этих местах, неожиданно столкнулся с медведем. И вдруг между царем и огромным хищником встал невесть откуда взявшийся монах, который одним мановением руки отогнал медведя. Алексей Михайлович тотчас отправился в обитель и отслужил благодарственный молебен преподобному за свое чудесное избавление, а потом взял себе за правило проводить все летние месяцы в этом поистине райском месте.

Вскоре для царской семьи были построены особые палаты, которые и по сей день поражают посетителей скромностью убранства и отсутствием всякого намека на роскошь. В них царь и его родные проводили дни постов. Сохранились сведения о том, что «Тишайший» мог неделями не употреблять в пищу ничего, кроме хлеба и кваса. Кстати, о последнем! Еще задолго до Алексея Михайловича монастырские умельцы первыми на Руси придумали добавлять в напиток изюм и разные специи, благодаря чему этот квас невероятно бодрил. Супруга царя Мария Ильинична считала монастырский квас чуть ли не главным лекарством от всех послеродовых недугов и всякий раз, разрешившись от бремени, требовала себе чашу с этим напитком, а испив ее до дна, чувствовала прилив сил.

Увы, после смерти Алексея «Тишайшего» монастырь преподобного Саввы утратил свое значение, хотя цари и царицы во время визитов в «первопрестольную» обязательно заезжали в святую обитель помолиться в горной тиши и… отведать фирменного кваса.

Спасительная икона

Видение Эжена Богарне

В исторических хрониках монастырю суждено было снова появиться только во время Отечественной войны 1812 года и при весьма необычных обстоятельствах. После бородинского сражения пасынок Наполеона вице-король Италии Эжен Богарне получил приказ императора со своим четвертым корпусом начать продвигаться в сторону Москвы и занять последний крупный город на пути к ней – Звенигород.

Выполнив задание и захватив город, вице-король неожиданно увидел возвышавшийся на высоком холме монастырь… и решил занять его, чтобы обезопасить свои войска от возможной контратаки русских. О том, что эта обитель называется Саввино-Сторожевским монастырем, вице-король, конечно же, не знал. Как и всякий вояка, особенно из богоборческой в ту пору Франции, Богарне был воинствующим атеистом и мало что слышал о православных. Но генерал прекрасно понимал, что выбрал для ночлега святое место, поэтому, разместив свою охрану вокруг монастыря, сам он въехал в обитель лишь в сопровождении пяти адъютантов.

В ту ночь вице-король рассчитывал впервые за долгие месяцы войны нормально выспаться в монастырской тиши, но ему не удалось этого сделать. Ровно в полночь в выбранной им келии вдруг словно из воздуха возник огромный монах с длинной бородой и заговорил с ним. Говорил ночной гость, естественно, на русском языке, но француз, что удивительно, прекрасно понял его слова. Монах попросил Богарне не трогать монастырь, а взамен пообещал, что тот вернется живым из русского похода и что его потомки еще послужат во славу России.

Велико же было удивление вице-короля, когда на следующее утро в трапезной он увидел большую икону с образом того самого монаха. Если верить летописцам рода Богарне, между французом и монахами обители состоялся следующий диалог. «Кто этот старик?» – спросил вице-король. «Это Савва, основатель нашей обители», – ответил ему на чистейшем французском настоятель, в юности с отличием окончивший Пажеский корпус. «А где он сейчас?» – поинтересовался Богарне, решивший снова встретиться со святым человеком. «Он умер», – ответил настоятель. «Как умер? Что, сегодня ночью? А ведь таким здоровым казался!» – еще больше подивился генерал. «Нет, он умер четыре века тому назад», – объяснил настоятель, чем потряс пасынка императора до глубины души.

Икона преподобного Саввы в монастыре

В полдень генерал со своими людьми покинул обитель, вручив перед этим монахам специальную охранную грамоту. В качестве ответа настоятель монастыря передал генералу небольшую иконку с ликом преподобного Саввы, которую Богарне тотчас положил во внутренний карман сюртука поближе к сердцу.

В последующие месяцы вице-королю Италии Евгению Богарне пришлось поучаствовать в десятках сражений, преодолеть сотни километров во время отступления из Москвы. И за всё это время он не получил ни одного ранения, ни царапины, ни даже обморожения. Спасение вице-короля выглядит поистине чудесным на фоне того, что приключилось с его соратниками, которые не проявили должного уважения к православным святыням. Маршал Мортье, приказавший во время ухода из Москвы взорвать Успенский собор в Кремле, много лет спустя был… взорван адской машинкой революционеров. Маршал Ней, именовавший себя князем Московским, и Мюрат, король Неаполитанский, превратившие десять главных храмов первопрестольной Москвы в… конюшни, были впоследствии расстреляны. Маршал Бертье, который, будучи начальником штаба императора, разработал приказ об уничтожении кремлевских церквей, покончил с собой от угрызений совести. Маршал Даву и братья императора, которые во время вторжения охотно грабили русские святыни, умерли в страшной нищете на чужбине. И только Богарне с неизменной иконой святого Саввы у сердца совсем не пострадал! Более того, император Александр I поначалу хотел сделать именно его новым королем Франции, но остальные союзники предпочли Бурбона – короля Людовика XVIII. Прояви англичане, пруссаки и австрияки большую прозорливость, вполне возможно потомки Евгения и сегодня правили бы Францией. Однако Божиим Промыслом им была начертана совсем иная судьба.

Дочь русского императора

Эжен (или Евгений, как у нас было принято его называть) Богарне был не только самым достойным из всех приближенных к Наполеону, но еще и первенцем его жены Жозефины от первого брака с генералом Александром Богарне. К Наполеону он относился как к родному отцу и всегда и везде сопровождал его. Даже во время египетской авантюры, когда ему было всего 16 лет, Эжен воплощал собой столь редкий в те бурные времена пример благоразумия и бескорыстия. Занимая высокие посты в Первой империи, он, в отличие от отчима, женился не по необходимости, а по большой любви, влюбившись с первого взгляда и на всю жизнь в красивую брюнетку на балу. То, что увиденная им Августа оказалась дочерью баварского короля Максимилиана I, лишь прибавило сказочности в этой истории. Они прожили в законном браке 16 лет, произведя на свет семерых детей.

Пасынок Наполеона,
вице-король Италии Эжен Богарне
Принцесса Августа,
дочь баварского короля Максимилиана I

Самым любимым из отпрысков для Эжена Богарне, которого тесть наградил титулом герцога Лейхтенбергского, стал младший – Максимилиан. Именно с ним он часами играл и рассказывал занятные истории о своих военных походах. И встреча с преподобным Саввой в русском монастыре под Звенигородом была, как вы понимаете, одной из самых его любимых. Увы, столь радостное для отца с маленьким сыном общение продлилось недолго. В феврале 1824 года первый принц Лейхтенбергский Эжен де Богарне скончался от скоротечного рака поджелудочной железы, и отцовская иконка русского святого перешла во владение сына Максимилиана.

Статус принца из захудалого по тем временам королевства Баварии оставлял Максимилиану мало шансов на карьеру. И ждала бы его участь еще одного генерала во французской или прусской армии, если бы летом 1836 года во время отдыха на семейной вилле 19-летний юноша случайно не столкнулся с незнакомцем величественного вида, который оказался русским императором Николаем I, путешествующим с женой – некогда прусской принцессой – по ее любимым местам. Узнав, что встретил сына того самого Эжена Богарне, а значит, по закону внука Бонапарта, всегда такой суровый царь заметно смягчился… и пригласил молодого принца приехать следующим летом в Россию поучаствовать в грандиозном представлении, посвященном 25-летию битвы при Бородине, тем более что его отец сам участвовал в этом сражении. Максимилиан сразу согласился и спросил императора лишь об одном: «А далеко ли от Бородина до Savva-Storozhevsky монастырь и можно будет ли посетить его?» «Не волнуйтесь, мои люди организуют Вам поездку по высшему разряду», – ответил русский император, искренне удивленный интересом иностранца к одной из знаменитых православных святынь.

Возможно, именно в тот момент и посетила впервые Николая I мысль о том, что было бы неплохо породнить потомство Романовых и Наполеона. Дело в том, что старшая дочь царя Великая княжна Мария Николаевна как раз вступила в брачный возраст. Сама мысль о том, что вскоре придется выдать любимицу за инородца и что после свадьбы он никогда больше ее не увидит, императора сводила с ума. Он и торжество в честь 25-летия битвы при Бородине организовал лишь для того, чтобы пригласить в Россию всех «принцев без наследства». И своей просьбой организовать поездку в Саввино-Сторожевский монастырь сын Евгения Богарне сразу стал в глазах царя фаворитом предстоящих «смотрин».

Встреча Максимилиана Лейхтенбергского, сына Эжена Богарне, и Марии, дочери императора Николая I, состоялась в 1837 году. Несмотря на очевидную разницу в положении, молодые люди сразу почувствовали друг к другу симпатию. И уже на следующий день Великая княгиня заявила отцу, что если и выйдет замуж, то лишь за молодого герцога Лейхтенбергского. А если царь посмеет этому помешать, то сбежит с ним и обвенчается в Саввино-Сторожевском монастыре. Царю стоило больших усилий сохранить знаменитый суровый облик и не рассмеяться в ответ.

Эти русские Лейхтенберги

Правда, женитьба на любимой дочери Российского императора оказалось делом весьма хлопотливым и длительным. Пришлось внуку Наполеона поступить на курсы Генерального штаба, сдать экзамены и поучаствовать в нескольких маневрах, прежде чем он удостоился звания генерала-майора Российской армии. И только 2 июля 1839 года Максимилиан и Мария смогли наконец-то обвенчаться. Между прочим, во время медового месяца по дороге во Францию молодожены специально заехали в монастырь преподобного Саввы и оставили в подарок монахам внушительный мешок с золотыми монетами.

Император Николай I
Мария, дочь императора Николая I
Максимилиан Лейхтенбергский

Брак потомков двух знаменитых семей оказался счастливым, плодовитым, но, увы, не слишком долгим. А всему виной то рвение, которое стал проявлять герцог Лейхтенбергский, когда тесть император Николай поставил его во главе Императорского горного общества. Вместо того, чтобы жить в столице и подписывать подносимые свитой бумаги, Его Императорское Высочество (это звание он получил сразу же после свадьбы) стал разъезжать по российским городам и весям в поисках столь нужных империи запасов металлов и благородных камней. В своем старании помочь новой Родине он дошел до того, что в начале 1852 года, когда его жена ждала седьмого по счету ребенка, отправился за Урал, где простудился и вскоре умер. Так что его последний сын Георгий появился на свет через полгода после смерти.

Потомки пасынка Наполеона Евгения Богарне, принявшие православие и ставшие князьями Романовскими, верно служили своей Родине вплоть до 1917 года, подарив России немало боевых генералов и истинно православных людей. Никогда не забывали они и о любимой Саввино-Сторожевской обители, регулярно посещая ее и много жертвуя на монастырские нужды.

В начале лета 1917 года почти все представители рода Романовских-Богарне разными путями покинули Россию и перебрались в Финляндию, а оттуда на вторую Родину – в Баварию. В 1933 году сразу после прихода к власти Гитлера все русские Лейхтенберги уехали в Канаду, где и живут до сих пор.

В советской России осталась лишь одна представительница этого рода – графиня Дарья Богарне. Отказавшись от знаменитого титула и став просто гражданкой Богарнэ, она устроилась работать в библиотеку. Дарья Богарне наивно полагала, что о ней все забыли. Но, увы… Летом 1937 года, сто лет спустя после первого визита ее предка в Россию, за старой библиотекаршей пришли чекисты. Дарью Богарне арестовали, долго и зверски пытали и в итоге заставили подписать признание в создании международной организации бонапартистов, готовящей убийство товарища Сталина. После таких показаний, выбитых с кровью и зубами, Дарью Богарне, дочь князя Евгения Романовского, правнучку императора Николая I, праправнучку императрицы Жозефины Бонапарт и русского полководца Михаила Кутузова тотчас расстреляли. Тогда же затерялись и следы чудесной иконы, подаренной некогда Евгению Богарне настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря…

Памятник преподобному Савве возле основанного им монастыря

 

Заметка

Дорогие братья и сестры ! 

Кажется совсем недавно,  21 сентября,  мы отмечали  престольный праздник нашего храма  — Рождество Богородицы, первый  двунадесятый праздник  церковного нового года.  А вот уже и зима, и белый снег, и совсем близко  следующий великий праздник, посвященный Богородице.

«Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» 

 —  так полностью называется событие, которое Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря . 

3 декабря  вечером накануне праздника  в храмах как правило  совершается торжественная служба с литией и полиелеем, с праздничными стихирами и величанием  Пресвятой Богородице.   После помазания и раздачи освященного хлеба начинается Канон.

Во время Канона   мы с Вами услышим не только  песнопения, посвященные празднику Введения, но также и  запевы  (ирмосы) из службыРождества Христова:

«Христос раждается, славите …!»,

И мы их обязательно узнаем и запомним, потому что, начиная  с праздника Введения , мы будем  слышать  их на  УТРЕНЯХ во все дни Филиппова поста,     и это значит, что  скоро-скоро Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа ! 


В статье, составленной по   материалам сайта FOMA.RU     ,   рассказывается  о празднике Введения во храм и об  иконе праздника, даются тексты основных песнопений, а также слово митрополита Антония Сурожского  на день празднования:
Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

04 декабря  православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу.

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение в приходском храме  состоит из всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является /и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения //Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы:

  
Величаем тя, / Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень // вхождение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь

Апостол ФИЛИПП

Об апостоле Филиппе написано только в Евангелии от Иоанна. В остальных Евангелиях его имя упоминается лишь при перечислении всех 12-ти апостолов. Это позволяет предположить, что апостол Иоанн дружил с Филиппом. Он хорошо знал его и написал не только о нем, о его характере, но и о том, что любовь Иисуса преобразует даже такие сложные личности. Святой апостол Филипп был третьим, призванным Иисусом (по Евангелию от Иоанна).

За проповедническую деятельность святой апостол Филипп был казнён. Его распяли головой вниз в 87 году (во время правления римского императора Домициана). Казнили в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Святой апостол Филипп. Житие

Святой апостол Филипп был родом из Вифсаиды (Галилея), из одного города с Андреем Первозванным и Петром. В отличии от Петра и Андрея, которые были простыми рыбаками, Филипп с ранней юности был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Филипп был женат и имел дочерей.

Призвание апостола Филиппа

Встреча со Христом

Когда Иисус стал проповедовать на берегах Геннисаретского озера, и нашел Филиппа, то сказал ему: «Иди за Мною«. Филипп тотчас всем сердцем уверовал в Него.

Святой апостол Филипп и Нафанаил

В.Моргон. Апостол Филипп и Нафанаил. Гравюра

Радостью он хочет поделиться и с другими — знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею, Филипп сообщает чудесную новость: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки — Иисуса, сына Иосифа, из Назарета«. Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: «Из Назарета может ли что быть доброе?» Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него. «Пойди, — сказал он, — и посмотри«. Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло.

Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой апостол Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его.

Христос испытывает веру Филиппа

Иисус насыщает пять тысяч человек пятью хлебами

И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Ин. 6:5-6). Это сказал Он, испытывая его, ибо знал, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп.

Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал:

«Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс. 103:28).

Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин. 6:7). Потом вместе с другими учениками добавил: «Отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и купили себе пищи» (Мк. 6:36). Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа (Лк. 9:6), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.

Филипп и язычники

Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!» Филипп же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя.

Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти: «Если, зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня«.

Святой апостол Филипп на Тайной вечере

Святой апостол Филипп на тайной вечере

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда просил показать Отца: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин. 14:8). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком:

«столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9-11).

Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.

О дальнейшей судьбе апостола Филиппа в новозаветных книгах ничего не сообщается. Рассказ о ней остался только в преданиях.

Проповедь апостола Филиппа

После сошествия святого Духа на апостолов, апостол Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, Греции, Аравии, Эфиопии, Сирии и Малой Азии.

Однажды ему встретилась женщина, которая несла на руках умершего младенца и неутешно рыдала. Апостол сжалился над ней, простер руку над ребенком и сказал: «Встань! Так повелевает тебе Христос, мною проповедуемый». Младенец тотчас ожил, а мать уверовала во Христа и приняла от Филиппа крещение.

Паломничество в Грецию

Из Галилеи апостол отправился в Грецию. Здесь проповеди его вызвали сильное негодование местных иудеев. Один из них во время спора пришел в такую ярость, что накинулся на Филиппа и хотел убить его, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие хотели схватить Филиппа как колдуна, но их всех постигла та же кара, что и первого иудея. Тогда все затрепетали и признали великую силу Христа. Филипп обратился с молитвой к Богу и просил просветить их. По молитве святого все пострадавшие немедленно исцелились. Многие из них крестились. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Паломничество по Ближнему Востоку

Потом он вернулся на Ближний Восток и некоторое время трудился в городе Азоте (совр. Ашдод в Израиле). Здесь он поселился в доме некоего Никоклида. Дочь его страдала от мучительных болей в глазу. Филипп вылечил ее. Он велел Харитине (так звали девушку) приложить руку к глазу и призвать имя Христово. Боль тотчас и навсегда прошла. После этого чуда вся семья Никоклида приняла крещение.

Пребывание в Сирии

Потом он отправился в Иераполь Сирийский, где разгневанные горожане едва не побили его камнями. Схватив апостола, они привели его к городскому начальнику Аристарху. Тот в гневе стал вырывать из головы Филиппа волосы, но в ту же минуту рука его иссохла, он лишился зрения и слуха. Тогда в чувствах народа произошла перемена, он стал умолять апостола исцелить градоначальника. Филипп отвечал: «Если он не уверует в проповедуемого мною Бога, то не будет исцелен».

В это время неподалеку показалось погребальное шествие. Кто-то, желая поглумиться над апостолом, воскликнул: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в твоего Бога». Филипп помолился, а потом, обратившись к умершему, сказал громким голосом: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!» Умерший встал с одра и стал возносить хвалу Филиппу. Все видевшие это чудо, единогласно прославили проповедуемого тем Бога. Когда Филипп исцелил Аристарха, народ совершенно уверовал в Христа и бросился сокрушать идолов.

Посещение Лидии и Мизии

Пройдя всю Сирию, Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему сестра его девица Мариамна и апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии, претерпев много страданий: их и били, и камнями побивали, и заключали в темницы — но благодать Божия сохраняла живыми и невредимыми.

Переходя из города в город, они добрались до Иераполя Фригийского. Само название «Иераполь» (в переводе – «Священный город») показывает, что здесь чтили богов. Повсюду было много храмов, алтарей, жертвенников различным божествам, среди которых стояло капище, где поклонялись ехидне (род змеи). Эту гадину считали каким-то божеством, многочисленные жрецы служили ей, и суеверные жители приносили ей дары и жертвы. Апостолы вооружились молитвою на нее и силою своего слова, словно копьем, умертвили ее.

Святой Филипп с Варфоломеем и Мариамной остались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.

В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже 40 лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Смерть апостола Филиппа

Однажды, жена градоначальника Иераполя была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Ей рассказали о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни. Тогда она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним. Там Иераполя получила двойное исцеление. Во-первых, телесное — от укуса змеи. Во-вторых, душевное — от бесовского обольщения. После этого, наученная святыми апостолами, она уверовала во Христа.

Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор (так звали градоначальника) повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь. Это распоряжение и было исполнено.

Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу. Стража надругалась над ними, и, наконец, бросила в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых. И собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны. Они приносили жалобы на святых апостолов и говорили:

«Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов«.

Распятие апостолов Филиппа и Варфоломея

Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства. Однако, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Но вот когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, то внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень. Тогда нечестивцы со страхом отбежали от нее.

Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями.

Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение. Земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх. Они с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними. И умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех.

Святой апостол Филипп простил врагов и умер на кресте

Распятие святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять. Но Господу было угодно, чтобы апостол так и окончил земную жизнь. Вися на кресте, святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой. Во-первых, о помиловании врагов. Во-вторых, чтобы Он отпустил им грехи. В-третьих, чтобы просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедали Христа. После этого Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста.

Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа на городском холме. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза. Чудо знаменовало то, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его.

Гробница святого апостола Филиппа

Турция, Иераполис (Памуккале). Мартириум св. Филиппа

На месте погребения апостола Филиппа был построен храм-мартириум. Еще более 500 лет здесь, в Иераполе, бурлила жизнь, но в XI веке город был захвачен турками. Храм апостола Филиппа был осквернен и разрушен. Путешественники XIX века встречали здесь лишь диких коз и… прокаженных. Несчастные больные прятались в развалинах, едва видневшихся из-под земли. Они опасались, под страхом смерти, появляться в поселках.

Гробница святого апостола Филиппа

Раскопки на месте древнего города начались лишь в конце XIX века. А буквально недавно, в августе 2011 года, появились сообщения о том, что учеными обнаружена гробница апостола Филиппа. Эта находка стала для археологов одной из самых сенсационных и ярких за все прошедшее десятилетие. В скором времени археологи и ученые специалисты всего мира вскроют гробницу святого Апостола. Но найдут ли они там святые мощи?

Мощи святого апостола Филиппа в Риме

Ведь до сих пор о мощах святого апостола Филиппа было известно только то, что около 560 года они были перенесены в Рим. Там ныне они почивают в Церкви святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти.

Храм 12 Апостолов в Риме. В нижнем храме под престолом находятся мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии. Подарок вручил, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория. Он был братом и преемником Балдуина III, из дома Анжуйского. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Святой апостол Филипп

Глава апостола Филиппа

На Кипре хранится еще одна великая святыня, связанная с апостолом. В юго-западной, греческой части острова в живописном селе Омодос возвышается древний собор. Там покоится глава апостола Филиппа.

Глава апостола Филиппа

Глава апостола Филиппа хранится в особом ларце. Печати четырех византийских императоров удостоверяют подлинность мощей.

ДМИТРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАРАСТАС

Дорогие братья и сестры! Дмитровская родительская суббота  —  это последняя в этом  календарном году большая заупокойная служба. В отличие от Мясопустной и Троицкой родительских суббот, она является чисто русским благочестивым установлением, связанным с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского и с поминовением воинов, погибших на поле Куликовом.

В этот раз вся служба будет проходить в один день, в субботу 5 ноября.  Она будет  состоять  из Утрени с Парастасом, заупокойной Божественной Литургии  и  Панихиды.   Служба длится довольно долго, т.к. усопших поминают и во время ПАРАСТАСА, и на ЛИТУРГИИ, и во время ПАНИХИДЫ.

Молитва за усопших  — наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной, т.к. вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной  о ней молитве и вечной памяти.

 ПАРАСТАС  — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние  —  т.е. ходатайство  Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни.  Основное содержание Парастаса  —  это чтение полностью 17й кафизмы, состоящей из одного  самого большого в Псалтири 118-ого псалма, начинающегося словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии  в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его…» .

17я кафизма называется иногда заупокойной. Она делится на 2 части, статии, читается с двумя остановками, во  время которых идет молитва и  перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках.    Первые три стиха каждой статии поет хор, священник в это время совершает каждение, а затем  продолжает читать первую статию.

Хор  печально припевает.   «Благословен, еси, Господи.»

Припев «Спасе, спаси мя…» сопровождает чтение второй статии.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-ом стихе: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя».

Толковая Библия под ред. А.П.Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле  —  есть странствование , совершаемое человеком для достижения своего своего отечества и постоянного места пребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привезти только безошибочно избранный на земле путь. Как и где его найти ? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот не достинет загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению.»

Вслушиваясь в слова и молитвы Парастаса, мы каждый в отдельности и вся Церковь молим Господа  смягчить участь ушедших в мир иной без покаяния,  простить их, упокоить души наших родных и близких  в Царствии Небесном, там, где святые упокоеваются. Кроме того, мы просим Бога облегчить участь тех, кто жив и страдает , и помиловать и нас, грешных.

Следующая родительская суббота будет только 18 февраля 2023г.

 

 

 

 

Заметка

Казанскую икону Божией Матери Церковь чествует два раза в год:

21 июля «летняя» Казанская  —  явление иконы в  Казани

4 ноября  «осенняя» Казанская  —  память о чудесном избавлении Москвы от поляков в Смутное время.

Казанская икона Божией Матери: как Отечество от врагов отстояли

 

Преподобный Амвросий Оптинский

«Где просто — там и ангелов сО сто. А где мудренО — там ни одного.»

Преподобный Амвросий Оптинский.

Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году.

Преподобный Амвросий Оптинский. ФотографияПреподобный Амвросий Оптинский. Фотография

В возрасте 35 лет он становится полным инвалидом, неспособным к совершению богослужений, и до конца своих дней остается в Оптинском монастыре за штатом.

При этом преподобный Амвросий был далек от того образа православного святого и неизлечимого больного, как мы представляем его себе, штудируя популярные жития святых.

Традиция доброй шутки и афористичности, к которой прибегал преподобный Амвросий (достаточно вспомнить его присказки «Терпел Моисей, терпел Еслисей, терпел Илия, потерплю и я» или «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного»), восходит к новозаветной проповеди и Средневековью. Сергей Аверинцев в своих работах неоднократно писал о том, что большая часть человеческой культуры — это культура устная. Книгопечатание было изобретено лишь в XV веке, а до этого большинство людей было неграмотными и воспринимали информацию либо через картинку, либо на слух. Перед проповедником стояла задача построить проповедь или поучение так, чтобы она мгновенно запоминалась даже очень простым человеком. Если мы возьмем Нагорную проповедь — самый известный отрывок из Евангелия, в котором Христос беседует с массой народа (ситуация, в которой часто оказывался и преподобный Амвросий), то даже в русском переводе мы увидим, что проповедь построена с использованием сходных синтаксических конструкций — «Блаженны …, ибо…». Сергей Аверинцев писал, что Новый Завет в оригинале дает более яркое представление об особенностях проповеди Христа, Который часто использовал игру слов, созвучие окончаний и четкий ритм проповеди, что позволяло слушателям достаточно легко запоминать то, что сказал им Господь.

На подобной игре звучащего слова построена вся культура поздней Античности и Средневековья — поучения святых отцов, например, Иоанна Златоуста даже в переводе доносят до нас темперамент и ритм поучений святого. Его огласительное слово на Пасху, которое до сих пор читается в православных храмах, — это чудесный пример ритмизированной прозы.

Параллельные синтаксические конструкции и почти стихотворный ритм можно встретить и в текстах преподобного Амвросия. 5 декабря 1871 года старец отвечает на письмо одного инока, жалующегося на слабое здоровье. Несмотря на серьезную тему письма, святой в начале почти стихами пересказывает послания своего корреспондента: «В письме от 21 ноября ты пишешь, что у тебя из погреба украли кадку с яблоками.

Из этого видно, что N. Воры — лакомые воры, да и не слабы и не хворы, лазят не только через заборы, но как мыши пробираются и сквозь крыши».

Преподобный Амвросий настолько привык обращаться к людям с краткими получениями, что даже в письме сохраняются сказовые особенности. Нетрудно догадаться, что святой прибегает к такой манере письма для того, чтобы подбодрить собеседника.

Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной

Тонкий юмор поучений знаменитого насельника Оптиной пустыни также дает положительный ответ на знаменитый вопрос Средневековья, которому Умберто Эко посвятил целый роман: может ли христианин шутить и смеяться. Многие православные христиане до сих пор вслед за слепым библиотекарем Хорхе из «Имени Розы» считают, что Христос много плакал, но никогда не смеялся. В сознании многих сложился образправославного святого или монаха, как человека, который только и делает, что рыдает о своих грехах и никогда не улыбается. Между тем, знаменитый проповедник ХХ века — митрополит Сурожский Антоний, отличавшийся чрезвычайной сосредоточенностью во время богослужений и запрещавший произносить хоть слово в алтаре во время литургии, говорил о том, что популярный православный образ подвижника является скорее пародией на святого. В качестве примера он рассказывал чудесную историю из одного патерика.

В эпоху гонений на христиан в монастыре у старца был послушник, «послушный, внимательный, но еще не до конца прошколенный». Услышав о гонениях, он пришел к старцу и попросил благословения на мученический подвиг. Подвижник же понимая, что его ученик не готов к этому, отправил его на три дня молиться в хижине: «Юноша пошел в хижину, огляделся и подумал: какой же тут подвиг? Тут удобно, пол застлан шкурами, мне будет тут слишком уютно. Но кроме как на шкурах, сидеть было не на чем. Он сел, и через две минуты почувствовал укус, потому что шкуры кишели и блохами, и клопами, и прочими кусачими тварями, которые, вероятно, изголодались, а тут им достался живой монах!. Он поймал одну блоху.. но тем временем его уже кусали еще… Через короткое время он выбежал из хижины, пошел к своему духовному наставнику и говорит: «Отче, я не могу сосредоточиться, не могу молиться. Меня заели блохи!» И старец сказал ему: «А ты думаешь, львы и тигры меньше кусаются?». Очевидно, что такой способ воспитания куда более эффективен, чем пространные рассуждения о том, что юноша не готов к мученическому подвигу. Наука легче усваивается на собственной шкуре.

Точно также поступал и преподобный Амвросий. Все его поучения — это краткие изречения или небольшие письма, в которых он старается обличать грешника и утешать людей скорее своими действиями, чем пространными высказываниями. Одним из современников старца был пожилой послушник с большой лысиной. Этот мужчина очень страдал от того, что иеросхимонах был болен, поскольку хотел взять у него благословение. Подойдя к кровати, на которой лежал изможденный от болезни человек, послушник опустился на колени, принял благословение и вдруг услышал: «Эх ты, лысый игумен». Способность отца Амвросия шутить, даже находясь при смерти, поддерживала иноков и мирян, спешивших к нему за утешением.

С помощью доброго юмора иногда старец находил ключи к сердцу даже неверующих людей. Один из последователей Льва Толстого находился в сильном смятении. Узнав о старце, он приехал в Оптину с ним познакомиться. Мужчину пригласили в келию, и он увидел старичка, лежащего на кровати. Когда на вопрос преподобного Амвросия, неверующий ответил, что приехал его «посмотреть», святой улыбнулся, встал на койке и сказал: «Смотрите». Такая кротость и ясный взгляд подвижника покорили сердце неверующего.

Добродушие преподобного Амвросия не было следствием его слабохарактерности. Напротив, иногда старец был очень строг, о чем свидетельствуют, например, две его встречи со Львом Толстым. После второй беседы святой был очень изможден и на все вопросы отвечал лишь одной фразой: «Горд очень». Так что шутки преподобного никак не свидетельствовали о том, что один из самых великих православных подвижников XIX в. был человеком неглубоким.

Андрей Зайцев

Заметка

Что такое Вселенский Собор  и сколько их было?

С апостольских времен Церковь все насущные вопросы на собраниях глав общин  — соборах.

Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ. Это высший орган церковной власти, на котором  формулировались  непреложные истины  Православия, принимались самые главные догматические решения, касающиеся основ веры. На Соборах  присутствовали епископы , представляющие все  Поместные церкви.

Вселенских Соборов, признаваемых и Православной и Католической Церковью, было всего семь. Последний  7-ой Вселенский собор состоялся в конце  8-ого века.  С тех пор  ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ провести не удалось.

Последний VII Вселенский Собор прекратил ересь иконоборчества и утвердил догмат о почитание икон.

Высокою мыслию сразсмотривше, / анафеме образоборцев предаша, /   и честь Христове иконе, якоже лепо, / воздаяти повелеша.   

 Всяк да отступит нечестивый, не почитающий икону честную Богородицы и Сию не проповедуяй, Христа Богомужно родшую, и во огнь отшлется, сгарати несожженно.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Рождество Пресвятой Богородицы —  первый двунадесятый праздник, начало всех праздников. Он первый  и по порядку празднования  в церковном годовом круге, и по хронологии событий Священной истории, вспоминаемых во время праздников.

 

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона главного иконостаса храма Рождества Богородицы в Дютьково.


Он первый и для нашего БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКОГО храма, т.к. еще в XVI веке в летописи упоминается  «Дютьково с церковью Рождества Пречистой».  И сейчас наш главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Девы Марии.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом.

Значение праздника

В Рождестве Богородицы заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего не чем иным, как приготовлением пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель. Вся последующая жизнь Божией Матери сначала была раскрытием на земле великой и страшной тайны любви Божией к миру и человеку, а затем Ее служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Поэтому и годичный богослужебный круг развертывается в пределах земной жизни Божией Матери: начинается он с Ее рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа.



ИСТОРИЯ Рождества Пречистой

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова.

Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства.

Праведные Иоаким и Анна

Праведные Иоаким и Анна


И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия»[1]. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой»[2]. Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

 Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

 

1385 г.- СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ