СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

Дорогие братья и сестры!

В день праздника, посвященного Небесным Силам Бесплотным, ЦЕРКОВЬ обращает наше внимание на ту духовную жизнь, которая происходит внутри каждого из нас.  Враг рода человеческого предлагает нам всяческие искушения, с которыми нам приходится бороться.  Если бы мы были предоставлены самим себе, мы бы никогда не смогли бы победить в этой духовной битве

Но у нас есть великое воинство, которое  стало на Божию сторону еще в начале творения мира. Во главе с Архистратигом Божиим Михаилом оно ведет великую духовную брань добра со злом. И мы здесь находимся под покровительством Небесных Сил бесплотных , каждый из нас под покровом  своего Небесного Ангела-Хранителя, а все вместе под защитой бесплотного могучего воинства, во главе с Архангелом Михаилом.

О том, какое оно, это воинство Серафимов, Херувимов, Архангелов, Ангелов нам  дано знать очень немного.  Все наши познания черпаются  из написанной в I веке книге  «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, современника апостола Павла. Об Архангеле Михаиле известно больше.

Архангел Михаил в Священном Писании

    Архистратиг Михаил — главный среди всех небесных чинов.  СТРАТЕГ  —  это по- гречески «воин», АРХИ — «главнейший», т.е. самый главный предводитель небесного воинства.

Его имя упоминается и в Ветхом, и в Новом Заветах. При этом, как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако его имя упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила (Дан.10:13, 21; 12:1).

Имя МИХАИЛ в переводе с еврейского значит «кто как Бог», или «кто равен Богу». По этому поводу св. Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принестилюдям какую-либо весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия.

Когда один из наиболее приближенных к Богу ангелов — Люцифер (в переводе с латыни — «светоносный» или утренняя звезда, «Денница») удалился от Бога настолько, что стал источником зла, и увлек за собой треть ангелов, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой.., буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).

Архангел Михаил первым призвал всех ангелов к борьбе с дьявольским искушением: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Он со своим войском одержал победу в битве против Люцифера и его бесов (падших ангелов), которые были «низвержены в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Это противоборство между добром и злом теперь продолжается на земле, все люди являются его участниками.


Собор небесных сил бесплотных — что это?

Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание (Дан 7. 10; Откр 5. 11; Мф 26. 53; Лк 2. 13; Евр 12. 22 и др.). Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти.
Бесплотные силы разделены на 9 ангельских чинов

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно Дионисию ангельская иерархия состоит из 3 триад:

Первый лик ангелов
  • Серафимы (пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней (Ис. 6:2-3));
  • Херувимы (распространители познания, излияние мудрости, просвещение (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11));
  • Престолы (на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой (Иез 1:15-21; 10:1-17)).
Второй лик ангелов
  • Господства (наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения (Кол. 1:16));
  • Силы (творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим (Рим. 8:38; Еф. 1:21));
  • Власти (имеют власть укрощать силу дьявола (Кол. 1:16)).
Третий лик ангелов
  • Начала (им поручено управлять Вселенной и стихиями природы (Рим. 8:38; Еф. 1,21; Кол. 1:16));
  • Архангелы (учители небесные, учат людей, как поступать в жизни (Откр 12:7));
  • Ангелы (наиболее близки к людям, они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни).

Над всеми девятью ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.

Архистратиг МихаилСвященное Писание нас учит, что великий духовный мир, населен разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Ангелы — это общее имя для всех чинов Небесной Иерархии, так как слово «Ангел» это название не существа, а служения, как о них и пишет Апостол Павел в Послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1:14).

 Непостижимость ангельского мира

В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. В своем служении ангелы обнаруживают себя как разумно-свободные существа, носящие в себе образ Божий. Священное Писание называет их «духами» (Евр. 1. 14) и относит к «невидимому» миру (Кол 1. 16). В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы определяются как «бесплотные духи», что находит основание в словах Христа «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24. 39).

О роли архангела Михаила

Покровитель Свято-Михайло-Афонской пустыниАрхангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

С огненным мечемКак защитник и покровитель иудейского народа, Архангел Михаил предводительствует израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), он встает на пути Валаама, чтобы уберечь народ израильский от проклятий и поражения от Моавитян (Числ. 22). Михаил помогает Иисусу Навину (одному из главных помощников Моисея и его преемнику) при завоевании израильтянами Обетованной земли (Нав.5:13-15). Он уничтожает армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Архангел Михаил является пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства (Дан. 10:13, 21). И хотя не во всех местах Библии помогающий ангел назван по имени, христианская традиция отождествляет этого ангела с архангелом Михаилом. В Ветхом Завете архангел Михаил выступает Ангелом Хранителем только израильского народа, в Новом Завете Православная Церковь признает его покровителем и защитником каждого праведного христианина.

Апокрифические источники описывают архангела Михаила как хранителя душ умерших:

  • Иисус Христос после своего сошествия во ад, вверил Михаилу души праведников, чтобы он сопроводил их в рай («Евангелие от Никодима»).
  • Архангел Михаил совершает ритуал омовения души умершего перед ее входом в Небесный Иерусалим («Откровение Павла»).
  • Он сопровождает Деву Марию по аду, объясняя ей причины мучений грешников («Хождение Богородицы по мукам»).

Взвешивает души умершихБольшая роль отводится архангелу Михаилу и в дни будущих испытаний, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Архангелы Михаил и Гаврил по указанию Бога вострубят в рога и призовут людей на Страшный суд. Помимо низвержения дракона в небесной битве «добра и зла», Архангел Михаил и его армия будут помогать праведным людям в период предстоящих преследований приАнтихристе.

В ведении архангела Михаила также Книга жизни, в которой запечатлены все человеческие судьбы и грехи. Об этом пророчествовал Даниил: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены, будут записанными в книге» (Дан.12:1). Такое представление о Михаиле нашло своё отражение в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

 

Страшный судС давних времен архангелМихаил очень любим и почитаем верующими людьми. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своимпредставителем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с изображением Архангела. Многие знатные люди были похоронены в храмах Архангела Михаила в надежде на его защиту в день Страшного Суда. Согласно греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.


Тропарь  архистратига Михаила (гл.4)

Небесных воинств Архистратиже,

молим тя присно мы недостойнии,

да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы,

сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия:

от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних сил.

 

 

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕННИКИ КОСМА И ДАМИАН

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН АССИЙСКИЕ (†IIIВ.)

День памяти: 1 ноября (старый стиль) — 14 ноября (новый стиль)

Святые бессребреники Косма и Дамиан АссийскиеКосма и Дамиан  врачи-бессребреники.

Бессребреники — люди, имеющие имущество, но отказывающиеся от владения им; люди, которым чужды сребролюбие (любовь к деньгам), корыстолюбие.

Православная церковь почитает три пары святых  ВРАЧЕЙ с именами КОСМА и ДАМИАН,  живших, как считается, в разное время и разных местах:
— Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
— Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
— Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Наиболее почитаемые были братья-близнецы Косма и Дамиан Асийские, изучившие медицину в Сирии, жившие в Кирилии, в городке Эгея на берегу залива Александретта.

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Они родились в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были ещё малыми детьми, но это послужило к их счастию. Воспитанием братьев занималась их мать-христианка — Феодотия. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павелистинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5:5).

Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро больных начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их  бессребрениками и чудотворцами.

Но не только на людей простиралась врачебная сила святых врачей. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

Святые Косма и Дамиан

По легенде, святых братьев однажды позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, которая несколько лет страдала тяжкой болезнью. Её отказались лечить все врачи из-за её безнадежного состояния. Она уже чувствовала приближение смерти. Но, по молитве святых Космы и Дамиана, она получила исцеление и стала совершенно здорова. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.
Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.
Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Святые Косма и Дамиан

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

ЧУДЕСА СОВЕРШЕННЫЕ СВЯТЫМИ БЕССРЕБРЕНИКАМИ ПОСЛЕ СМЕРТИ

По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес. Вот некоторые из них.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога. Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана некоторая женщина немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в их храме, когда, по обычаю, пели Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники Косма и Дамиан Ассийские

Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление». Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили. Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах.

Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и на Руси. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во их имя.

Храм во имя святых Косьмы и Дамиана в Калуге

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.

На Руси святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

 

Тропарь, глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2
Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Величание
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

Молитва святым Косме и Дамиану Ассийским:

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжном просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕННИКИ КОСМА И ДАМИАН

 

ЧТО ЗНАЧИТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ.

Батюшка, благословите!
мы часто   в храме слышим  эти слова и видим  людей, спешаших к священнику. Они держат ладони сложенными лодочкой, правая рука сверху. В ответ  священник осеняет их  крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС   — Иисус Христос, произносит «Бог благословит! «, а затем опускает руку в ладони просящего благословения. 
 
Откуда идет эта традиция и что она означает?
Эта традиция основана на евангельких событиях: Иисус Христос благословил апостолов перед Своим Вознесением на небо. Об этом написано в  последних строках  Евангелия от Луки  глава 24.
«…И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их «(Лк 24:50). 
Когда мы просим благословения у священника —  то через его руку нас  благословляет сам Господь  также , как Он благословлял апостолов.
Нужно ли целовать руку священника ?  —   В православии существует  благоговейная традиция целования руки священника. Но не потому, что священник святой, или очень сильно по-человечески нравится, а потому, что этой рукой он совершает таинство Евхаристии, и мы целуем  невидимую руку Самого Христа Спасителя. Целовать  или нет  —  это кто как хочет, можно не целовать. Никто не обидится.  

У кого можно брать благословение?

Благословение просят у  священников, иеромонахов и архиереев ,епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию- таинство преосуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если вы хотите взять благословение у нескольких священников, стоящих рядом, то сначала нужно попросить благословения у старшего по званию.

В женских монастырях можно брать благословение у игумении.

Нельзя брать благословение у дьяконов, иеродьяконов, алтарников, чтецов и прочих, присутствующих в алтаре мужчин.  Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.

Благословение — это обязательное приветствие при встрече  со  священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
 
Когда можно просить благословения у священника?
— перед важными  поступками, путешествиями и событиями в своей жизни,
— после исповеди
— при встрече и прощании со священником, если при этом вы не отвлекаете его от какого-то важного дела.  Тем самым вы получаете благословение на свое намерение и желание всегда оставаться  в лоне Церкви под покровом Божиим.
 
 
Более подробно о священническом благословении и церковном этикете можно прочитать по ссылке.

О священническом благословении — свящ. Андрей Дудченко» https://azbyka.ru/o-svyashhennicheskom-blagoslovenii

ПАРАСТАС — ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО

Дорогие братья и сестры! Дмитровская родительская суббота  —  это последняя в этом  календарном году большая заупокойная служба. В отличие от Мясопустной и Троицкой родительских суббот, она является чисто русским благочестивым установлением, связанным с именем св.благоверного великого князя Димитрия Донского и с поминовением воинов, погибших на поле Куликовом.

Вы наверное обратили внимание в расписании, что в этот раз служба разделена на две части:

В пятницу 5 ноября состоится Вечерня и Утреня с Парастасом. А в субботу  6 ноября  будет совершена заупокойная Божественная Литургия и  Панихида.

 ПАРАСТАС  — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние  —  т.е. ходатайство  Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни.  Основное содержание Парастаса  —  это чтение полностью 17й кафизмы, состоящей из одного  самого большого в Псалтири 118-ого псалма, начинающегося словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии  в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его…» .

17я кафизма называется иногда заупокойной. Она делится на 2 части, статии, читается с двумя остановками, во  время которых идет молитва и  перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках.    Первые три стиха каждой статии поет хор, священник в это время соверщает каждение, а затем  продолжает читать первую статию.

Хор  печально припевает.   «Благословен, еси, Господи.»

Припев «Спасе, спаси мя…» сопровождает чтение второй статии.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-ом стихе: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя».

Толковая Библия под ред. А.П.Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле  —  есть странствование , совершаемое человеком для достижения своего своего отечества и постоянного места пребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привезти только безошибочно избранный на земле путь. Как и где его найти ? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот не достинет загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению.»

Вслушиваясь в слова и молитвы Парастаса, мы каждый в отдельности и вся Церковь молим Господа  смягчить участь ушедших в мир иной без покаяния,  простить их, упокоить души наших родных и близких  в Царствии Небесном, там, где святые упокоеваются. Кроме того, мы просим Бога облегчить участь тех, кто жив и страдает , и помиловать и нас, грешных.

в субботу утром служится Божественная Литургия, а после нее большая панихида. по всей видимости служба в субботу  закончится достаточно рано, и еще останутся силы сходить на кладбище к своим близким.

Следующая родительская суббота будет только 26 февраля 2022г.

 

 

 

 

Почему Утреня служится вечером ?

Точнее было бы спросить так: Почему Утреня иногда служится утром, а иногда вечером ?

Полный ответ на этот вопрос  требует подробного изложения различных тем, исторических и богослужебных. На нашем сайте мы не ставим перед собой такую задачу, а лишь даем простые ответы, которые здесь и публикуем по благословению нашего настоятеля:

По традиции, идущей со времени Ветхого Завета,  и сохранившейся до наших дней, церковный день начинался и начинается  накануне вечером. 

Почти две тысячи лет назад первые христиане, гонимые властями, тайно собирались в пещерах поздним вечером, чтобы всю ночь читать Псалтирь и возносить свои молитвы к Господу. Эти ночные бдения дали название службе, которую мы с вами  до сих пор совершаем вечером — «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ». Оно длилось всю ночь и продолжалось после рассвета.

Часть молитв ДО РАССВЕТА называлась «Вечерня».

Часть молитв ПОСЛЕ  РАССВЕТА называлась «Утреня». 

 С РАССВЕТОМ  раздавался возглас священника: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!»  и тут же восходило солнце,  и верующие во главе со священником благодарили Бога за то, что Он создал для них новый день. После утрени сразу начиналась Литургия.

Таким образом Вечерня, Утреня и Литургия представляли  собой одну единую службу.  Такой порядок сохранился до наших дней.

Вечерня, Утреня  и Божественная Литургия — это одно единое богослужение , посвященное событиям одного дня.


За две тысячи лет христианской эры свершилось немало значительных радостных и трагических  событий, явилось множество святых , память  о которых хранит Церковь, сложились   прекрасные тексты и  песнопения, сменилось несколько уставов богослужений — но Всенощное  бдение осталось по своей сути и форме неизменным.

В монастырях до сих пор совершается полный суточный круг богослужений,  включающий  Вечерню,  Повечерие,  Полунощницу, Утреню,  Часы (1-ый,3-ий, 6-ой, 9-ый) , Литургию. Бывает, что вечерние и ночные службы идут подолгу, по много часов, священники и монахи  сменяют друг друга, прочитывая  и повторяя все, положенные по Уставу молитвы и псалмы.

Мы, мирские люди,  в большинстве своем немощны — внимание  у нас  рассеивается,  устаем быстро, и текст плохо слышен, и слов песнопений не разбираем, и забот мирских  много. поэтому  церковный Устав  разрешает в приходской практике послабления и сокращения  в сравнении с монастырскими уставами.

в нашем  храме  в  будний день в 8 утра служат УТреню и сразу за ней  литургию.

накануне больших  церковных праздников в 17.00 совершается всенощное бдение.  и тогда утром служится  только литургия.

 каждое воскресенье — это большой праздник, поэтому

Вечером в СУББОТУ совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни и Утрени. 

 Утром в ВОСКРЕСЕНЬЕ-Литургия.


Для христианина важно постараться посетить не только саму Литургию, но и предваряющее ее Всенощное бдение, так как оно практически является началом Литургии, началом суточного православного богослужения.

В текстах Всенощного бдения раскрывается смысл праздника.   Песнопения Вечерни и Утрени проникновенны и разнообразны.  а полупустой храм дает возможность неспешно исповедаться, сосредоточиться на  молитве, ощутить красоту богослужения и почувствовать милость Божию к нам, грешным.

Весной, летом и в самом начале осени, когда продолжительность светлой части суток довольно велика,  в нашем храме происходит маленькое чудо: на Утрени  после возгласа настоятеля «Слава Тебе, показавшему нам Свет!», солнечный луч попадает через окн или раскрытую входную дверь прямо на середину храма. И хор поет «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». И тогда, по милости Божией  открывается в сердце и радость, и свет, и то самое «благоволение» Господне, которое мы воспеваем.

Именно такой момент, когда солнце попало к нам в храм во время Утрени , запечатлен на  этой фотографии. 

ПОЛИЕЛЕЙ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Полиелей- это самая торжественная часть Утрени.

В какой момент Утрени  происходит ПОЛИЕЛЕЙ?

После того как Закончилось Шестопсалмие, пропеты  тропари на «Бог Господь явися нам!», прочитаны  кафизмы из Псалтири — наступает время Полиелея:

в ярко освященном храме открываются Царские врата  и поются псалмы 134 («Хвалите имя Господне, аллилуiа») и 135 («Исповедайтеся Господеви, аллилуiа»).

Как   понять, что происходит полиелей?

1)Царские врата открыты, дьякон или Священник совершает каждение храма, а Пение  псалмов сопровождается  многократным повторением слов «яко в век МИЛОСТЬ ЕГО».

2) Затем НА СЕРЕДИНЕ ХРАМА священник  читает  Евангелие и оставляет его на аналое для поклонения.

3) после чтения Евангелия следует молитва ко всем особо почитаемым в  каждом конкретном  храме святым, каким изволит настоятель.

4) В завершение полиелея  христиане подходят к аналою, целуют Евангелие и аналойную икону, а священник  помазывает нас благословенным елеем в ознаменование к нам милости Божией.

Откуда произошло слово «ПОЛИЕЛЕЙ» ?

Милость по- гречески переводится как «Елеа».  «Поли» от греческого слова  много. Полиелей  значит многомилостив.

Помазание — это обряд или таинство ?

Помазание это не  таинство, но священный обряд Церкви.  (Таинством является МИРОпомазание, но оно осуществляется с нами только  единственный раз при Крещении.)

Полиелей совершается не на всех Утренях, а только на тех, которые предшествуют воскресным литургиям или большим  праздникам.

ПСАЛТИРЬ-ПОЧЕМУ ЕЕ ЧИТАЮТ ХРИСТИАНЕ

 

ПСАЛМЫ

Одна из основных книг , читаемых христианами в разных жизненных обстоятельствах, а также   используемых во время богослужения —  это Псалтирь, состоящая  из 150 древних стихов —  псалмов. Авторами псалмов были Моисей, Давид, Соломон и другие, но большинство псалмов написаны царем Давидом. Псалтирь входит в состав Библии.

Содержание псалмов разнообразно:

— покаянные (например: Пс. 6, 24, 37, 50, 129, 136)

— благодарственные (например: Пс.17, 29,33)

— хвалебные (Пс. 103, 145)

— пророческие (Пс. 2,8,15, 18, 21, 23, 39, 44, 67, 88, 96, 101, 131, 142).

— просительные, поучительные и другие.

Были времена, когда в монахи принимали только тех, кто знал все псалмы на память.  Сейчас жизнь изменилась, память у людей  ослабела, но тем не менее  и сейчас многие  христиане знают наизусть  немало псалмов Псалтири.

Например, даже те, кто нечасто заходит в наш храм, знают Псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время…» , который мы все вместе поем на Божественной Литургии.

Также большинству знаком 50й псалом » Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей…»  он входит во множество богослужений и молитвенных правил,   многим знаком 90й псалом — «Живый в помощи…» , по древнему обычаю его пишут на поясе и надевают пояс на себя.  В начале  Божественной Литургии звучит песнопение: Благослови, душе моя,  Господа. Благословен еси, Господи…»  —  это Псалом 102й. А  Великая Вечерня начинается словами Псалма 103.  Многие псалмы сложны для понимания, но даже в  малопонятних текстах мы обретаем  утешение  во время скорбей, читая Псалтирь.

В храме Псалтирь пронизывает все богослужения —  отрывки псалмов   звучат в Стихирах, Прокимнах, Причастных стихах, псалмы обязательно читаются на Часах,Молебнах, Крестинах, Венчаниях.

ЧТЕНИЕ ПСАЛМОВ на ШЕСТОПСАЛМИИ. Как оно происходит?

  Обязательной частью Всенощного бдения является Шестопсалмие. После  Великой Вечерни  чтец  возглашает:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение… Господи, уста мои отверзи и уста мои возвестят хвалу Твою!»

— все кроме больных и немощных стоят,  в храме гасятся свечи   и прочитываются  шесть псалмов из разных частей Псалтири, особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. .  Эти псалмы  входят в неизменяемую часть богослужения, они напечатаны в книжках -Всенощное бдение, которые лежат в нашем храме для всеобщего пользования.  Некоторые благочестивые люди знают Шестопсалмие наизусть и, дай Бог, нам каждому  выучить и запомнить  эти шесть псалмов.

 ЧТЕНИЕ ПСАЛМОВ  КАФИЗМАМИ во время богослужений.

В отличие от Шестопсалмия, которое слушают стоя, в Православной Церкви можно сидеть  во время чтения Кафизм. Кафисто — на современном греческом языке — это «садись». Акафисто — «вставай»( попутно заметим, от греческого Акафисто  происходит слово Акафист)

ЧТО ТАКОЕ КАФИЗМА ? — Псалмы в Псалтири  сгруппированы   так, что образуют 20 разделов, называемых КАФИЗМАМИ. Длина каждой кафизмы примерно одинакова по времени чтения, при этом количество псалмов в кафизмах разное, т.к. одни  псалмы короткие, а другие длинные. Так, например, 17я КАФИЗМА состоит из одного самого длинного  118 псалма. А следующая за ней- включает в себя 15 коротких псалмов.

Кафизма делится на три части. Каждая часть зовется  статией (статия от греч. στασεις – глава, подраздел) или славой.

КАФИЗМА НА ТРИ СЛАВЫ — Все,кто бывает в нашем храме на вечерних богослужениях, слышат как священник прочитывает полностью одну кафизму на три славы, то есть  трижды прерывает чтение Псалтири словами : Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!

А хор допевает «ОПЕВ»: и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды).Господи, помилуй (трижды)!Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!

Обычно в монастырях, где совершается полный круг богослужений, Псалтирь прочитывается полностью за неделю, а Великим постом дважды за неделю. Таким образом за  каждым днем недели закреплено чтение одних и тех же  кафизм.  Так, например, в субботу всегда читается 17я  кафизма.

 В приходских храмах, где нет ежедневных служб, порядок меняется.  В нашем храме как правило  Псалтирь прочитывается кафизма за кафизмой  на каждой Утрени без привязки ко дням недели. На сайте храма  мы указываем  в расписании богослужений какая кафизма будет читаться.

 Почему Псалтирь, будучи произведением дохристианской эпохи, часто  и много употребляется в Православном богослужении?

Потому что главное содержание Псалтири  —  Сам Бог, Небесный Владыка, а также многочисленные  пророчества о Христе.  Были времена, когда первые монахи христиане на Всенощном Бдении читали только Псалтирь. Постепенно богослужение дополнялось новыми  текстами, молитвами и прошениями, а псалмы приходилось сокращать. По этой причине в современном богослужении некоторые псалмы звучат  не полностью, а только избранные из них  строки.   Тем не менее чтение и пение  большинства псалмов усвоены  богослужебной практикой Церкви и остаются в ней по сей день, а глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих.

ЕКТЕНИЯ -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй», или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.


Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Автор материала:  Иерей Андрей Чиженко

16-18 августа ПЕШЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО к св. САВВЕ СТОРОЖЕВСКОМУ

16 августа прихожане нашего храма традиционно отправляются в пешее паломничество   из деревни Дютьково в Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Саввы, небесного покровителя Звенигородского уезда. Идем налегке,  по пути две ночевки в палатках.  Тяжелые вещи (палатки, спальники, еда) привозят на машине добровольцы. Возраст участников от 14 до 70+. Дети идут только  с сопровождающими их взрослыми. Возвращаемся  от монастыря в Дютьково на транспорте. Ориентировочно время прибытия обратно в Дютьково 18 августа среда в 13.00. Желающие присоединиться  —  записывайтесь в храме   на свечном ящике. Тел. для справок +7 967 145 39 89

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества.

Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах

Надежда Дмитриева 25 июля 2005 г. —

Информация с сайта PRAVOSLAVIE.RU