БЛАГОВЕЩЕНИЕ и КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

7 апреля 2024 года — редкое совпадение двух праздников: БЛАГОВЕЩЕНИЯ и КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ

Благовещение» – по-гречески «Евангелион». Именно от этого события многие христианские богословы отсчитывают начало искупления человечества от грехов. Поэтому мы вспоминаем его в ряду главных 12 христианских праздников и изображаем в храмах на Царских вратах.

О СОБОРОВАНИИ — что надо знать.

В субботу 6 апреля 2024 г. в 12.00 в нашем храме состоится  СОБОРОВАНИЕ. Оно длится примерно полтора часа. Одевайте, пожалуйста, такую одежду, чтобы можно было помазать освященным маслом лоб, уши, шею спереди, запястья. Второе соборование планируется 26.04.2024.

Придя в храм, подойдите к свечному ящику и запишитесь в тетрадку. Не забудьте про свечи  —  их можно поставить к иконам, а одна вам понадобится в руках. Ее следует зажигать каждый раз  во время чтения Евангелия — всего 7 раз.

Общая краткая информация о том , что такое СОБОРОВАНИЕ:
Соборование , или по-другому называется елеосвящение — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл при условии покаяния.
Таинство соборования, как и все 7 Таинств Церкви, было установлено Самим Господом Иисусом Христом.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15).
Соборование совершается при тяжелой болезни в любое время года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Также нужно понимать, что соборование не заменяет исповедь и причастие.

ПАРАСТАС — Зачем подавать записки об упокоении на Парастас?

Парастас — это самая важная часть богослужения, посвященного ушедшим от нас в мир иной. Слово Парастас греческое, переводится как ходатайство или предстояние — т.е. ходатайство Церкви перед Богом с молитвой за тех, кто уже не может ничего изменить в своей жизни. Основное содержание Парастаса — это чтение полностью одного псалма 118-ого, самого большого в Псалтири.
Он начинается словами: «Блаженны непорочные в путь ходящии в законе Господне. Блаженны испытающие свидения Его, всем сердцем взыщут Его…» 

Псалом читается с двумя остановками, во время которых идет молитва и перечисление имен усопших, указанных в записках и помянниках.

Первые строки псалма поет хор, священник в это время совершает каждение. Закончив кадить священник  продолжает чтение псалма, а хор тихо и печально припевает. «Благословен, еси, Господи…»

Затем чтение останавливается, читаются записки об упокоении, перечисляются записанные в книгу на длительное поминовение  имена усопших, повторяется молитва «Господи, помилуй.»

После поминания  примерно половины имен, возобновляется чтение второй части псалма 118. Его сопровождает припев «Спасе, спаси мя…» 

Вслушиваясь в слова и молитвы Парастаса, мы — каждый в отдельности и вся Церковь- молим Господа:

 — смягчить участь ушедших в мир иной без покаяния;

 — простить их прегрешения вольные и невольные;

—  упокоить души родных и близких в Царствии Небесном вместе со всеми святыми;

— просим Бога облегчить участь тех кто жив и страдает;

— помиловать и нас грешных

МИЛОСТЬ МИРА — главное песнопение литургии

По воскресениям Великого Поста в Церкви служится, как правило, литургия по чину Василия Великого. Она отличается тайными священническими молитвами во время Евхаристического канона.
А для нас, молящихся и поющих в храме- более длинным, чем на литургии Иоанна Златоуста  песнопением «Милость мира», о котором сейчас пойдет речь:

Главное событие на Литургии – евхаристический канон,или анафора. Именно это событие и сопровождается песнопением, которое называют по его начальным словам  —  «Милость мира…»

⚡ Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника:
✅ «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».
В ответ на него хор от лица всех молящихся поет:

1я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА: КАК ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ ?

Что будет в храме на 1ой седмице Великого Поста в 2024 году?

В 2024 году на первой седмице Поста в нашем храме службы совершаются утром и вечером каждый день, кроме пятницы. За это время будет дважды прочитана вся Псалтирь. Поэтому, берите с собой Псалтирь — читать завтра начнем с 4й кафизмы.
Службы с утра непростые, длятся долго, с 8 утра и примерно до 13.00. Состоят из утрени, великопостных часов 1, 3, 6, 9, и вечерни. Всего завтра прочитаем 8 кафизм(?).
Много необычных песнопений. И конечно поклоны по 16 на каждой молитве Ефрема Сирина.

Вечером в 17.00 — Великий покаянный Канон св.Андрея Критского. Он читается по частям в течение 4х первых вечеров Великого Поста. Еще раз, но уже сразу  и полностью все 4 части Канона будут читаться за один вечер на 5й седмице. (Тексты каждой части в электронном виде можно найти по ссылке:

 https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk-chitaemyj-v-ponedelnik-pervoj-sedmicy-velikogo-posta.html 

А ещё лучше иметь свою книжечку.)

Помоги нам, Господи, с пользой провести начало Великого Поста и не оставить усилий до самого Светлого Христова Воскресения!

Священномученик ЕРМОГЕН, патриарх Московский — КАМЕНЬ ВЕРЫ

Дорогие братья и сестры!

В 2024 году  1 марта Церковь  празднует память свмч. Ермогена, патриарха Московского, замученного голодом в темнице в подвале  Чудова монастыря поляками в страшное Смутное время.

Патриарх говорил: Следует стоять за веру, не колеблясь.

Вокруг ложь и беснование? Будь тверд.

Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины.

Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо.

Сам он так и поступал.

Подробно о св.мч.Ермогене  —  в статье  с сайта ФОМА.РУ:

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?

Необычную петлю сделала биография святителя: он жил очень долго, трудился, не покладая рук, но за полтора года до кончины вошел в полосу тяжелейших испытаний; претерпел муки духовные, поношение и плен в подземном узилище; всё выдержал, не колеблясь в вере; был прославлен за духовную твердость и готовность претерпеть страдания, на которые его обрекли.

Долгий век принес Гермогену репутацию церковного деятеля с большими заслугами, но не более того. Лишь на закате жизни пришел его звездный час. Фигура святителя обратилась в лампаду, горевшую для всей России, всему народу освещавшую путь. И эта ослепительная вспышка как будто поглотила все прочие события его судьбы.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Портрет патриарха Гермогена из журнала 1903 года. Источник Сайт Троице-Сергиевой лавры

Казанское чудо

О происхождении, детстве, юности и зрелых годах святителя почти ничего не известно. Его жизнь выходит из тумана неопределенности после того, как лента ее размоталась до середины. Всё предшест­вующее состоит из догадок, гипотез, фактов сомнительной ценности и колоссального белого пятна.

Итак, святитель родился не позднее 1549 года. Другая дата, — 1530 год — кочующая из справочника в справочник, представляет собой результат ошибки.

Происхождение его вызвало длительную дискуссию между историками. Скорее всего, Гермоген — выходец из провинциальной городской среды, то есть из небогатых дворян или посадских людей. Впоследствии он подался в казаки, а затем принял духовный сан и сделался иереем.

Неизвестно даже, как окрестили мальчика его родители. Но тут разногласий между историками гораздо меньше. Обыкновенно называют два имени: Ермолай и Григорий, притом абсолютное большинство биографов святителя отдают предпочтение первому варианту.

Первая твердо известная дата в биографии Гермогена — 1579 год. Тогда будущий патриарх, еще не принявший монашества, служил священником в посадском храме Казани, и Бог даровал ему встречу с большим чудом. Через много лет Гермоген, взявшись за перо, подробно рассказал о событиях того времени.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Благовещенский собор казанского Кремля. Фото конца XIX века.

В полуденный час 23 июня 1579 года близ церкви святителя Николая, именуемого Тульским, во дворе «воина царского» Даниила Онучина начался пожар. Большая часть посада и Спасо-Преображенская обитель обратились в пепел. Началось медленное, трудное, горестное восстановление домов и храмов.

Но вместе с наказанием пришло и ободрение. Богородичная икона чудесным образом явила себя «…юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени Матрона…» В то же лето и в том же месяце начала она являться Матроне, повелевая пойти в Кремль и рассказать об иконе «…архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ… причем указала и место, где могут обрести честное сокровище…».

Девочка от растерянности сообщила про видения одной лишь матери, хотя икона являлась ей не раз. Матрона просила мать поведать властям о чуде. Та привела девочку к воеводам. Но воеводы не обратили на их слова никакого внимания. Так же и архиепископ Иеремия «отослал ее без дела». Это случилось 8 июля 1579 года.

Мать пошла домой, рассказывая встречным о своем горе. Люди к ней присоединились. Мать взяла заступ, начала копать в названном месте; икона не появлялась; тогда иные казанцы, заинтересовавшиеся ее словами, стали помогать ей, «…вскопали уже все место то, но ничего не нашли». Матрона, отойдя, начала копать там, где стояла раньше печь. Выкопали на два локтя, и там-то и явилась икона; на ней был ветхий рукав одежды из вишневого сукна.

Казанцы известили архиепископа и воевод. Иеремия велел звонить в колокола, собрал духовенство и начальных людей, пошел крестным ходом к тому месту, где обрели чудесную икону. Там владыка молился и призывал милости и прощения за свой грех. «Так же и воеводы с плачем просили милостивого [прощения] за то нерадение и неверие, которым согрешили…»

О себе Гермоген рассказывает немногое: «Я… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу».

Гермоген испросил у архиепископа дозволения отнести икону в храм Николы Тульского. Там совершилось «молебное пение», и оттуда большой крестный ход отправился к Кремлю. Надо полагать, никольский иерей ранее того заслужил доброе отношение Иеремии: архиерей доверил ему важное и в то же время почетное дело.

По сообщению Гермогена, 16 чудес совершилось через Казанский Богородичный образ. Большей частью — исцеления ослепших людей.

Итак, в 1579 году Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.

В 1587 году посадский поп Ермолай принял иноческий постриг. Он вошел в братию казанского Спасо-Преображенского монастыря, а в 1588 году стал там архимандритом. Настоятельство Гермогена длилось менее года, притом значительную часть его пришлось провести в Москве. Старший по чести среди монастырских властей Казанской епархии, Гермоген обязан был сопровождать архиерея в поездке на собор, где учреждалась Московская патриаршая кафедра. Двум лицам, первенствующим среди казанского духовенства, конечно, следовало присутствовать при столь важном событии. Происходило не только учреждение патриаршества в Москве, но также избрание первого патриарха. В нем участвовали и новый казанский архиерей Тихон с Гермогеном.

Вскоре после этого было принято решение ввести в иерархию Русской церкви три новых митрополичьих места. Одно из них связывали с Казанью.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Осада Троице-Сергиевой лавры. В. В. Верещагин. 1891

Первым митрополитом был наречен, видимо, Тихон. Но он весьма быстро ушел на покой. 13 мая 1589 года на Казанскую кафедру рукоположили Гермогена.

Итак, весной 1589 года Гермоген впервые вышел на подмостки в театре большой политики. Митрополиту Казанскому надлежало считаться третьим по «старшинству чести» в Русской Церкви. Этот архиерей оказывался не только пастырем духовным, но и значительной персоной в сонме ведущих политиков России.
Образованной публике Гермоген известен в основном как политический деятель, боровшийся с засильем польско-литовских захватчиков. Мало кто знает, сколь много он сделал до Смуты, в бытность свою митрополитом Казанским.

Лишь немногие глубоко воцерковленные люди да специалисты по истории Казанского края знакомы с поворотами в судьбе святителя, предшествовавшими звездному часу в его жизни. Задолго до переезда в Москву Гермоген прославился как выдающийся миссионер. Он действовал на землях, не до конца «замиренных». Он показал себя мужественным человеком, просвещенным пастырем и церковным администратором, обладающим твердой волей. Он строил храмы, читал проповеди, знакомил новокрещенов со Священным Писанием. Он способствовал канонизации новых святых, связанных с Казанской землей.

Столп державы

В 1605 году на русский престол взошел самозванец — Лжедмитрий I. Он сверг патриарха Иова, не признавшего фальшивого царя, и запугал духовенство. Гермоген в то страшное время был среди немногих священников и архиереев, которые смели спорить с диктатором. За свою отвагу он удостоился опалы.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Лжедмитрий I

Но когда власть самозванца пала и воцарился природный Рюрикович — Василий Иванович из рода князей Шуйских, — опального митрополита Казанского позвали в Москву. Василий Шуйский назвал Гермогена новым патриархом, а Церковь одобрила царскую волю: честность и стойкость Гермогена стали широко известны.

Гермогену предстояло без малого пять лет патриаршества и около года мук в узилище…

Почти всё царствование Василия Шуйского прошло в тяжелом противоборстве с мятежниками, коих возглавлял Иван Болотников, армией нового самозванца — Лжедмитрия II, а также польскими войсками, вторгшимися на земли России и осадившими Смоленск.

Патриарх, не колеблясь, поддерживал государя, а иной раз спасал его от краха и гибели.

14 октября 1606 года, когда положение Василия Шуйского в борьбе с болотниковцами стало критическим, патриарх на несколько дней объявил пост и непрерывную молитву. Московские храмы наполнились народом. Первоиерарх напоминал пастве о крестоцеловании, данном на имя нового царя, обличал «злых еретиков, и грабителей, и осквернителей» из мятежных отрядов, призывал ополчиться и мужественно стоять против них. Роль святителя Гермогена в преодолении болотниковщины чрезвычайно велика. Его учительное слово подкрепляло дух городов, областей, полков, оставшихся верными Василию Ивановичу, а его обличения и проклятия отбивали охоту к измене у тех, кто примеривался — не присоединиться ли к мятежу?

Подавление «болотниковщины» — величайший успех русского государственного порядка в царствование Василия IV. Казалось, близок конец Смуты, забрезжила надежда на покой, на переход к мирным делам восстановления страны от разрушений, произведенных кровавым вихрем.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Сигизмунд III

Однако Смута не прекратилась. После опасного промедления Москва разглядела нового врага — фальшивого «царика» в окружении польских и казачьих отрядов.

Гермоген не меняет своего отношения к тем, кто пошел против законного царя. Он обрушивается на армию «тушинского вора» с проклятиями, призывает к покаянию, но сетует на жестковыйность тех, к кому адресует слова свои: все сроки прошли, когда они могли приступить к «исправлению ума», но по сию пору ничего подобного не происходит!

Патриарх напоминает, что прощение еще возможно, однако его не обрести без нелицемерного раскаяния. Гермоген берется лично просить у царя о милосердии для всех, кто решится отстать от дела Самозванца.

Летом 1610 года Василия Шуйского свергли заговорщики.

Гермоген, узнав о печальной судьбе Василия Ивановича, прилюдно обращается к москвичам с просьбой: пока не поздно, верните государя в царские палаты, отдайте ему власть, неправедно отобранную! В тех обстоятельствах патриарх рисковал собственной головой, однако от царя не отступался. Его не послушались. Тогда, не дожидаясь конца «злого совета», патриарх покинул сборище заговорщиков, умасливавших московскую толпу.

Москва все же колебалась. Помня значение царского сана, знать, дворяне и прочие москвичи хотя бы поклялись Василию Шуйскому, «что над ним никакова дурна не учинить». Но живой, умный, энергичный царь — очень неудобная фигура. Как его можно терпеть? Как не стеснять его, когда он самим фактом своей жизни угрожает жизням изменников?!

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Князь Василий Шуйский.
Миниатюры из Титулярника. Вторая половина XVII века

Дабы поставить окончательную точку, 19 июля заговорщики, придя к плененному царю, велели: прими постриг! Монаху в государях не бывать… Василий Иванович явил отвагу — будучи в руках у смертельных врагов своих, он отказался покориться их воле. Тогда «…Захарей Ляпунов да князь Петр Засeкин со своими совeтники царя Василиа силою постригли в чернеческий чин. Иноческие обеты за царя читал князь Василей Туренин».

Однако тут слово Гермогена испортило всю игру. Предстоятель Церкви своей властью объявил пострижение недействительным, поскольку оно сопровождалось насильственными действиями и сами постригаемый не поизносил отрицания мира. Летопись сообщает: «Патриарх же Гермоген… царя… Василия называл мирским именем, а того князя Василия проклинал и называл его иноком».

В конце концов несчастного царя с семьей заговорщики отдали его злейшими врагам — полякам. В Москве его заменило боярское правительство — Семибоярщина.

Стояние в вере

С августа 1610 года начинается самый тяжелый и одновременно самый значимый для русской истории период в жизни святителя Гермогена. События пойдут вскачь, одно тягостнее другого, вера и воля патриарха подвергнутся испытаниям, каких он не знал за всю свою долгую жизнь. Личность его окажется под ударом холодной хищной стихии — как утес, выдающийся далеко в море, оказывается под натиском неистовых волн в штормовую погоду. Тело седобородого старика изнеможет, но дух выдержит.

Боярское правительство заключило с польским полководцем гетманом Жолкевским соглашение: русским царем становится польский королевич Владислав, если он перейдет в Православие, а королевская армия снимет осаду со Смоленска. Семибоярщина присягнула на верность Владиславу, привела к присяге Москву, а затем разослала по верным городам своих представителей с крестоцеловальными клятвами. Всё это произошло, стоит заметить, до того, как польский король утвердил соглашения, заключенные гетманом. Вскоре с Московского монетного двора побегут по всей стране серебряные ручейки монет с надписью: «Царь и великий князь Владислав Жигимонтович».

Гермоген столь поспешным действиям сопротивлялся. Летопись доносит известие, позволяющее услышать строгий голос патриарха, обащенный к боярам: «Если Владислав… будет в православной вере, я вас благословлю, а если нет… то разрушение будет всему Московскому государству и православной христианской вере, да не будет на вас нашего благословения».

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Патриарх Гермоген и бояре. Гравюра Шюблера с рисунка С. М. Зейденберга. XIX в.

Боярское правительство снарядило посольство к Сигизмунду III. В королевском лагере под Смоленском представителей Москвы принуждали к подчинению. Сигизмунд сам хотел сделаться русским царем, кроме того, он не собирался ни снимать осаду, ни говорить с сыном о переходе в Православие. Послы мужественно отвергали его требования. Незадолго до конца года им привезли из Москвы грамоты, подписанные боярским правительством. Там говорилось: во всем сдайтесь на волю Сигизмунда. Но послы не признали официальную силу грамот: во-первых, отсутствовала подпись патриарха; во-вторых, подписи еще двух членов боярского правительства, как они знали, вытребованы были у обоих насильственно. Весной 1611 года поляки, не сломив русских послов, ограбили их до нитки и вывезли неволей из-под Смоленска. Несколько лет их содержали под стражей, забыв думать о какой-то дипломатической неприкосновенности. Не все вернулись домой…

Гермоген знал о бедственном положении посольства. Более того, он получил из-под Смоленска корреспонденцию, извещавшую его и о политических амбициях Сигизмунда, и о том, что на участников посольства оказывается давление.

Тем временем в Москве слабодушными боярами подготавливалась присяга на имя польского короля — помимо августовской, данной на имя королевича Владислава. Это означало: русская столица признает над собой власть монарха-католика, нимало не ожидая, что он переменит вероисповедание.

Патриарх переживал черные дни.

За несколько месяцев предстоятель Русской Церкви отступал шаг за шагом, оставлял одну оборонительную позицию за другой. Он надеялся: на каком-то рубеже государственные мужи Российской державы опамятуют, устыдятся и поддержат его. Но те всякий раз требовали: «Уступим полякам еще немного!» И вот отступать больше некуда. Страна подошла к тому, чего нельзя сдавать ни при каких условиях. И опереться патриарх может лишь на самого себя и в себе одном отыскать твердость.

Глава Церкви открыто выступает против крестоцелования польскому королю. Ему угрожают физической расправой, но Гермоген остается непоколебим. Проповедь Гермогена против целования креста Сигизмунду совершилась на Николин день, 6 декабря.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?
Патриарх Гермоген.
Миниатюры из Титулярника. Вторая половина XVII века

Несколько дней спустя Москва узнает: убит Лжедмитрий II! Нет больше ложного «царика», страстно желавшего стать настоящим государем.

Наступает время, когда исчезает искусственное разделение русских на тех, кто оказался в стане Самозванца, и тех, кто им противостоит. Стало возможным политическое объединение нации. Глава Церкви получил возможность обратиться и к тем, и к другим с призывом стоять за веру, не поддаваться чужеземной власти.

Гермоген говорит именно то, что должно прозвучать, то, чего требует вера, то, чего ждет от него народ. К проповедям патриарха прислушиваются со вниманием, какого не было доселе.

Патриарх знал, что ему всеми силами будут затыкать рот, но, как видно, сильна в нем была иноческая наука. Дряхлый, больной человек, коротающий последние месяцы жизни, вдруг оказался сильнее бояр и воевод — молодых, энергичных мужчин, поддавшихся робости и корыстолюбию. Дух его воспарил над ничтожными страстями политических интриг. Слов его теперь жадно ждали по городам и землям всего Московского государства: пока патриарх стоит, наше дело еще не проиграно!

В декабре 1610 — январе 1611 года Гермоген принялся рассылать грамоты в города и земли Московского царства, «разрешая» в них от присяги королевичу Владиславу и призывая собрать полки, прийти к Москве, изгнать из столицы иноверцев и иноплеменников. Послания патриарха сыграли роль дрожжей, добавленных в тесто. Началось брожение. Из этого народного брожения, мутного и беспорядочного, выросло великое подвижническое дело земского ополчения. Земские рати явились под стены Белокаменной, а внутри нее созрело большое восстание против иноземного гарнизона.

Прямо ссылается на письма Гермогена игумен Соловецкого монастыря Антоний. 12 марта 1611 года в послании к шведскому королю Карлу IX настоятель говорит: «Писал с Москвы великий святитель святейший Гермоген, патриарх Московский и всеа Руси, в Великий Новгород и во Псков… и во все городы Московского государства… велел съезжаться к Москве ратным воинским людям и стояти и промышляти единомышленно на литовских людей».

Святитель Гермоген сыграл весьма значительную роль при зарождении земского освободительного движения. Глава Церкви устными распоряжениями и в грамотах призвал паству не только к «стоянию за веру», не только к отказу от присяги Сигизмунду III, но также к вооруженному сопротивлению иноземцам. Действовать подобным образом его вынудили сами поляки, поскольку в ином случае русский престол занял бы католик, а судьба Православия на просторах Московского государства приняла бы гибельный оборот. Важно понимать: не сам народ, лишенный какого-либо побудительного импульса и координирующей воли, поднялся одновременно во множестве городов для похода на Москву, а глава Церкви поднял его на борьбу за веру.

А когда ополчение подошло к Москве, патриарх дал ему письменное благословение.

Патриарх Гермоген – патриарх Смутного времени: что еще мы должны знать об этом святом?Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Современная наука знает две грамоты Гермогена, дошедшие до наших дней от того времени.

25 августа 1611 года свияженин Родион Мосеев доставил послание Гермогена в Нижний Новгород. Глава Церкви, находясь в заключении, призывает власти города писать «…из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки… учительную грамоту, да и к казацкому войску, чтоб они стояли крепко в вере… А вам всем от нас благословение… что стоите за веру неподвижно. И я должен за вас Бога молити».

Вторую грамоту «…выписал из Москвы втайне Гермоген… к бояром и к воеводам, и ко всем служилым людем», преследуя две цели. Во-первых, «чтоб не смущались всякие люди никакою прелестию»; во-вторых, чтобы они «стояли… заодин единодушно, вкупе, против врагов и разорителей, и крестопреступников Московского государства, против поляк и литвы».

Гермоген призывал: «Просите у Бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу Заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов Божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы…».

Далее патриарх повелевал унять бесчинства и отказаться от скверны в рядах войска, стоящего за святое дело: «Отриньте от себя всякую ересь и всякое нечестие, его же ненавидит Бог. Кто… блудник — возлюби целомудрие, еже есть чистота телесная… кто разбойник или тать, или клеветник, или судья неправедной… или книги гадательные и волшебные на погибель держит… — впредь обещайся Богу таковых дел не творить».

Читайте также:

Патриарх Гермоген и Смутное время. Интервью с Дмитрием Володихиным

Последний год в жизни святителя Гермогена представляет собой одно сплошное стояние за веру и постепенно нарастающие муки. Патриарх, как пастырь православного «стада словесного», оказался самым опасным врагом для польского командования в Москве и боярской «партии», готовой подчиниться воле Сигизмунда III.

Его арестовали, а затем дважды переводили из одного узилища в другое, от раза к разу ухудшая условия.

Третье и последнее ограничение свободы Гермогена явилось ужасающим испытанием для измученного старика.

Гермоген был заключен в подвальном (погребном) этаже Архангельской церкви Чудова монастыря. Туда спускали на веревке пищу и воду — через окно. Дореволюционный исследователь В. Борин указал на печальные подробности заточения патриарха: «Прежде туда (в подземелье Чудова монастыря. — Д. В.) можно было попасть через особое замурованное отверстие с помощью винтовой (круглой) лестницы… При обнаружении нижнего подземелья в нем были найдены железные вериги и человеческие черепа и кости… Это темница в буквальном значении этого слова: свет заходил сюда в виде слабой белой полоски, чрез маленькие оконца, находящиеся в двухсаженной стене толщиной и перегороженные железной решеткой».

Патриарху угрожали расправой, требуя от него написать грамоты, которые умиротворили бы земское ополчение и убедили бы ратников разойтись по домам. Гермоген не уступал, поскольку правильно было — не уступать. Он стоял, как волнолом, не рассуждая, разобьет его очередной шторм в крошку или пощадит, и нельзя ли выдернуть из дна морского гранитные корни да отползти на безопасный берег. Он просто поступал так, как повелевал ему долг, связанный с патриаршим саном.

Святитель ушел из жизни, когда в поволжских городах уже собиралось Второе земское ополчение князя Пожарского и Козьмы Минина — сила, которая освободит Москву. Сила, вызванная к жизни посланиями Гермогена… До прихода северного воинства под стены столицы патриарх не доживет.

Поляки не решились прилюдно казнить самого упорного и самого убежденного своего неприятеля; его уморили голодом в темнице.

Прославление Гермогена в лике святых совершилось 12/25 мая 1913 года. Днем позже во имя его был освящен первый храм. Ровно через столетие, 25 мая 2013 года на территории Александровского сада, близ кремлевской стены, был открыт памятник священномученику Гермогену (Ермогену), Патриарху Московскому и всея Руси. Произошло то, чего православный мир нашей страны ждал очень долго…

***

Патриарх Гермоген — фигура, залитая светом, прозрачная, все главные его дела высвечены солнцем, всякое его поучение ясно. Как пастырь духовный, он говорил: следует стоять за веру, не колеблясь. Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины. Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо. И сам он поступал так, как требовал от «словесного стада»: не шатался в истине, терпел муки и отдал жизнь, когда ничего, кроме жизни, у него уже не оставалось. Гермоген — камень веры. Он из тех, кого можно положить в фундамент любого здания, и здание будет стоять прочно.

СЕДМИЦА и НЕДЕЛЯ, уточнение.

Дорогие братья и сестры!

в 2021 году на этом сайте была опубликована моя заметка о том, что такое «СЕДМИЦА» и что такое «НЕДЕЛЯ» в  православном понимании.    И была там допущена ошибочка, которую недавно заметил один читатель и попросил исправить, т.к. поисковик ЯНДЕКС первым выдает ссылку именно на наш сайт ( — молодец робот! в Яндексе). Ошибка заключалась в том, что из моего упрощенного  объяснения следовало будто седмица состоит из шести дней, хотя правильно должно быть семь дней.

Исправляюсь, и обращаюсь за более правильными обьяснениями на авторитетный церковный сайт АЗБУКА.РУ.

 

ИТАК, вот какое объяснение дается на сайте azbuka.ru : «СЕДМИЦА (буквально «семерка», от славянского СЕДМЬ…) — церковно-славянское название недели; семидневного календарного цикла. Первый (а не последний) день седмицы называется «Неделя», от «не делати», «не работать».  Пишется всегда с заглавной буквы, это заметно, если слово встречается в середине предложения.

Например, 26 февраля 2024 года у нас была  Неделя о мытаре и фарисее, а 3 марта 2024 года  —  Неделя о блудном сыне.

  Если же речь идет о современном календаре,  то период времени 7 дней с понедельника по воскресенье называется неделей и пишется с маленькой буквы. Слово «седмица» вообще ушло из современного русского языка

Читаем дальше нa сайте azbuka.ru :   «…в церковном обиходе «седмицей», вопреки значению термина, иногда называют дни с понедельника по субботу (Страстная седмица, Светлая седмица, седмица 2-я по Пасхе и др.). (следовало бы  -«шестерица!) Соответственно прилагательное «седмичный»стало обозначать нечто, относящееся только к этим шести дням. (Например, седмичные службы Великого поста и др.)

НЕДЕЛЯ  —  древне-русское название воскресенья.  Прилагательное «недельный» значит «воскресный». 

Сердечно благодарю Вас, дорогой внимательный читатель, за интерес к нашему сайту и к этим заметкам, надеюсь, что сейчас все стало более понятно, чем в было в  записи 2021 года.

 

АГИАСМА — что это такое?

В крещенский сочельник и в сам день празднования Крещения Господня верующие приходят в храм за «агиасмой» – особым образом освящённой водой. Потом её ежедневно пьют натощак. Маленькими порциями, растягивая на целый год. И эта великая святыня исцеляет тело, укрепляет дух и освящает ум христианина.
Считается, что в ночь с 18 на 19 января все воды на Земле напитываются благодатью Божией и обретают целительную силу. Ведь Сам Господь Иисус Христос освящает их своим присутствием.

В Книге Бытия сказано, что вода была первой материей, сотворённой Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Поэтому люди с глубокой древности усваивали воде способность очищать от грязи не только тело (видимым образом), но и душу (сакрально). Отсюда и ритуальные омовения, с которых всякий благочестивый еврей должен был начинать большое и важное дело.
Поэтому прежде чем начать общественное служение человечеству Господь Иисус Христос пришёл на Иордан, дабы креститься в его водах. Свидетелем его ритуального очищения выступил всенародно почитаемый пророк Иоанн Предтеча, которого мы теперь именуем Крестителем Господним. Когда сегодня мы в свою очередь проходим через Таинство Крещения, то символически «умираем для греха» и «рождаемся в жизнь вечную».

Водоосвящение бывает Великое и Малое. Малое происходит всякий раз на водосвятном молебне. Великое водоосвящение совершается 2 раза в году   —  в сам день Богоявления 19 января и в Крещенский Сочельник 18 января.

Самостоятельно христиаину освятить воду нельзя, так как эти чины могут совершать только священники или епископы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ СВЯТУЮ ВОДУ НЕ НАТОЩАК ?

По традиции святую воду принимают натощак по утрам,  однако в Типиконе сказано, что неразумно отказываться от святой воды в остальное время суток, даже если  человек уже поел:

» Да будет известно всем о святой воде:отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не творят доброе. Ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари…. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

Подробнее о святой воде    https://azbuka.ru/voda-svyataya

О РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЦАРСКИХ ЧАСАХ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ

В 2024 году в пятницу 5 января с 8.00 до 10.30 утра в нашем храме читаются Царские часы. Они читаются в пятницу отдельно от других богослужений Сочельника довольно редко — только в те годы, когда Рождество Христово выпадает на воскресенье.
Царские Великие часы в основе  это привычные  1ый, 3й, 6й и 9ый час, но при этом каждый час дополнен библейскими чтениями, касающимися событий Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Текст удобно смотреть по ссылке:

 

https://azbyka.ru/worships/velikie-chasy-rozhdestva-hristova/

СВЯТЫЕ ПРАОТЦЫ и ОТЦЫ — кто они?

Два воскресенья перед Рождеством Христовым Церковь вспоминает ветхозаветных ПрАотцев и ОтцЕв, предков Господа нашего Иисуса Христа.
Мы читаем о них в Библии, это все ветхозаветные персонажи, положившие  начало истории человечества,  оставившие в ней яркий след и предвестившие рождение  Иисуса Христа.

С самого верхнего яруса нашего главного иконостаса  взирают на икону ТРОИЦЫ лики  Праотцев.

Среди них Адам и Ева — прародители человечества, которые согрешили, но раскаялись. Их всегда легко узнать там, в вышине иконостаса, т.к. только с Адамом рядом изображена женщина, Ева — праматерь родов человеческих.

Следом за ними мы видим икону  изображения их сыновей —   Сифа и Авеля, того самого Авеля, которого убил его родной брат Каин  из зависти.

Авель был скотоводом,  и на иконе он держит на руках овечку. По этой детали Авеля легко узнать. Рядом Авелем на иконе изображен его брат Сиф, родившийся у Адама и Евы уже после убийства Авеля.

Рассматривая дальше образы святых праотцев, мы видим Ноя с ковчегом в руках, а с ним рядом с ним священника Бога Вышнего Мелхиседека в священнической митре.

По другую сторону от иконы Троицы   библейские патриархи: Авраам- отец верующих, со своим сыном Исааком.

А на следующей иконе —  патриарх Иаков  и с ним рядом многострадальный Иов.

На иконе справа, последней, уместившейся в праотеческом чине,  мы видим  Аарона и Иосифа.

Аарон  —  родной брат косноязычного пророка Моисея. Именно ему Бог назначил быть «устами Моисея». Аарон изображен  с расцветшим жезлом (или посохом). Этот жезл Аарона в Библии в книге Исход обладает чудодейственной силой, — он был воткнут в землю вместе с жезлами других начальников, и только единственный  Ааронов жезл расцвел и принес миндаль.

А историю святого и праведного Иосифа, проданного родными братьями в рабство в Египет, мы вспоминаем, глядя на его  прекрасный образ  в яркой сине-голубой одежде.

Подробно о всех святых праотцах,ветхозаветных патриархах и пророках расказывается в Библии , все они и многие другие пра́отцы и праматери предваряют появление на свет Спасителя, Господа Нашего Иисуса Христа.  О них читаются отрывки из Ветхого Завета как раз на Царских часах и в Сочельник перед Рождеством Христовым.

Перейти к верхней панели