УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?

Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу.

Наверное, нет ни одного человека, который назвал бы свою жизнь легкой. Все мы болеем, сталкиваемся с несправедливостями, теряем близких и любимых людей, а в конце концов умираем сами, и все это не какие-то роковые случайности (хотя иногда так кажется), а самая верная закономерность. Ни в чем я не могу быть уверен так же твердо, как в том, что однажды умру.

Даже верующие люди, сталкиваясь с испытаниями, могут впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и пойти по пути Ивана Карамазова, который «вернул билет» Богу, создавшему, по его мнению, такой жестокий и несправедливый мир. Мир всеобщего страдания.

Что же, этот мир действительно тяжко болен. Таким его сделал грех, некогда совершенный нашими прародителями и наложивший отпечаток на всю последующую историю человечества. Но значит ли это, что нам остаётся только один вариант отношения к миру и создавшему его Богу — тот самый, карамазовский? Вовсе нет. Перед нашими глазами пример Девы Марии, Матери Господа Иисуса, над Которым жестоко издевались и Которого убили прямо у Нее на глазах. Смерть Сына стала кульминацией Ее страданий. И в том, как Она прошла через них, — ориентир и надежда для всех нас.

А ведь начиналось все с призыва к радости.

Тезис 1.

«Радуйся!» — это было первое, что Мария услышала от Ангела.

После того, как совсем юная (по преданию, Ей не было еще и двадцати) Мария обручилась с Иосифом, Ей явился вестник от Бога — Архангел Гавриил и произнес: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк 1:28). Узнав от Ангела, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк 1:32), Святая Дева в самом деле обрадовалась; когда же предсказанное совершилось и Мария понесла во чреве Младенца, Она воспела пророческую песнь, слова которой мы повторяем во время вечернего богослужения: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:46–47, 48).

У юной Девушки были, кажется, все основания ожидать, что Ей уготована завидная судьба. Сам Бог послал Ей откровение через Ангела, Сам Бог избрал Ее Матерью Мессии, великого и славного Царя, Царству Которого не будет конца! И уж наверное, отблески Сыновней славы должны будут коснуться и Ее.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Обручение Девы Марии (фрагмент). Пьетро Перуджино

Так оно отчасти и произошло. Уже две тысячи лет Богородица пользуется огромным почитанием и любовью у всех христиан, Ее действительно ублажают все роды. Но вот безбедной жизни Она не увидела. Ведь Ее Сын пришел в мир совсем не для того, чтобы Ему служили. Он пришел Сам послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). Жизненные испытания тоже были предсказаны Марии: это произошло вскоре после рождения Спасителя, и прозвучало пророчество из уст праведного старца Симеона, которого в церковной традиции принято называть Богоприимцем. Когда Мать и Иосиф Обручник пришли с Младенцем в Иерусалимский храм, чтобы по обычаю принести Богу жертву за первенца, Симеон, находившийся там, принял Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. А затем обратился к Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:28–32, 34–35).

Тебе Самой оружие пройдет душу, «то есть Ты будешь подлежать напастям и скорбям» — так объяснял эти слова святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800–1857). И действительно, жизнь Пресвятой Богородицы оказалась вся усеяна напастями и скорбями.

Тезис 2.

Земная жизнь Богородицы оказалась чередой страданий

Когда мы думаем о Божией Матери, то как-то упускаем этот факт из виду. Мы привыкли к славословиям в Ее честь, привыкли называть Ее «Заступницей Усердной», «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим», то есть Той, Кто превосходит по чести и славе даже высшие ангельские чины. Но мы решительно не помним о тех страданиях — в первую очередь душевных, но и физических тоже, — через которые пришлось пройти этой девушке, чтобы стать Той, к Которой можно обратиться с мольбой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Для начала — представьте себе, что сделалось с лицом Иосифа, когда он узнал, что годившаяся ему в дочери Мария беременна. Ведь Иосиф и Мария лишь именовались мужем и женой, на деле же Та, Которой предстояло родить Христа, еще в детстве принесла обет девства и жила в доме Иосифа только потому, что тот обещал заботиться о Ней и хранить Ее чистоту. У них, безусловно, не могло быть детей — и тем не менее Мария зачинает Ребенка! На иконе Рождества Христова среди прочего изображен Иосиф, сидящий в глубоких раздумьях, а перед ним — какой-то старик в козьих шкурах. Этот старик — аллегорический образ сомнений и искушений, одолевавших праведного Иосифа. Из Евангелия мы знаем, что, не пожелав прилюдно обличить Марию в грехе (как требовал иудейский закон в случае раскрытия супружеской неверности), Иосиф хотел тайно отпустить Ее. Передумал он после того, как ему самому явился Ангел и возвестил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19–21). А до того Марии, безусловно, пришлось пережить очень тяжелый момент, связанный с сомнениями Иосифа, честного и доброго человека…

Следующий эпизод, который мы находим в Евангелии, — это само Рождество Младенца Иисуса. Происходит оно вовсе не в комфортабельной больнице под присмотром опытных врачей, и даже не дома, куда можно было бы пригласить помощницу. Рожать Марии приходится в самых неподходящих условиях, тотчас по прибытии в Вифлеем, куда они с Иосифом были вынуждены отправиться для участия в объявленной переписи населения. Гостиницы Вифлеема все заняты, и путники останавливаются буквально в первом подвернувшемся им месте, где в обычное время держали скот, фактически в хлеву! Просто представьте себе, как чувствовала бы себя на месте Богородицы и в Ее положении любая женщина…

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Мария и Иосиф в пещере. Евгений Демаков

Но вот Христос родился, проходит немного времени — и Марии с Иосифом нужно срочно бежать, бежать без оглядки вместе с Новорожденным. А все из-за того, что иудейский царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя Иудейского, посылает в Вифлеем войско с диким приказом: избить (то есть убить, уничтожить. — Прим. ред.всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже (Мф 2:16). Бегство в Египет, наверняка полное тягот (есть предание, что по пути Святому Семейству встретились два разбойника и чуть не ограбили их), жизнь на чужбине, скитания в пустыне и возвращение через несколько лет обратно в Палестину — все это было трудно и физически, и морально.

А дальше мы видим, как выросший Иисус словно бы все больше отдаляется от Своей Матери и вообще от той семьи, в которой Он вырос. Однажды, когда Ему исполняется двенадцать, Мать и Иосиф теряют Его, возвращаясь из Иерусалима с праздника, и, естественно, начинают страшно волноваться. Вернувшись в храм, они обнаруживают Мальчика сидящим в кругу книжников и знатоков Священного Писания и на равных с ними беседующим. Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, — взывает Мария к Сыну, а в ответ слышит невозмутимое: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:48, 49). Христос обращается к Матери почтительно, но вовсе не оправдывается. Можно представить себе, какие родительские чувства возникли бы у нас в подобной ситуации.

В тридцатилетнем возрасте Господь вовсе оставляет дом. Отныне Он странствующий Учитель, у Него есть ученики, и все Свое время Он уделяет им — и тысячам других людей, ищущих от Него чудес, а главное, исцелений. А Мать? О Ней евангелисты пишут совсем мало. Вот Она и братья Иисуса (сводные, от первого брака Иосифа, или двоюродные — племянники Марии, но точно не родные) подходят к дому, в котором проповедует Спаситель, и, не решаясь пробираться сквозь толпу, просят позвать Его к ним, наружу. Когда эта просьба достигает ушей Иисуса, Он отвечает: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:48-50).

Мы никак не можем заподозрить в этих словах Христа пренебрежения по отношению к родным людям: и тени пренебрежения к Матери не могло быть в сердце Того, Кто, Сам умирая на Кресте, беспокоился о Ее дальнейшей жизни и поручал заботам апостола Иоанна (Ин 19: 26–27). Сказав: вот матерь Моя и братья Мои, Христос лишь подчеркнул, что всякий, кто желает жить по воле Божией, становится Ему родным и близким. Но какое же смирение должна была иметь Мария, чтобы не поддаться приземленным родительским эмоциям, не вообразить, будто Сын, Которому отдано столько сил, любви и заботы, сделался для Нее чужим! Он — где-то там, за стенами дома, окруженный любопытной толпой; а Она — здесь, снаружи, с не родными Ей детьми, одинокая и растерянная… Все это Богородица смиренно принимает. Как позже примет и другое, гораздо более страшное. Самое страшное. Казнь собственного Сына.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Скорбящий Христос с Девой Марией и Иоанном у креста. Автор неизвестен

   Страдания Богородицы подле Креста — высшая точка Ее земных скорбей. Но они не остаются безответными

Священное Писание, повторим это еще раз, не говорит нам о переживаниях Богородицы почти ничего. Мы видим Ее у Креста, а потом подле гроба Господня — но о глубине Ее горя нам остается только догадываться. Молчание евангелистов на этот счет восполняется церковным Преданием и прежде всего — богослужебным творчеством. В частности, в Великую Страстную Пятницу, когда вся Церковь скорбит, вспоминая смерть Сына Божия на Кресте, в храмах звучит беспримерный по красоте канон Симеона Логофета — монолог Матери, скорбящей по Сыну.

Многие из мыслей, которые мы уже высказали в этой статье, как раз и звучат в этом каноне. Об апостолах, разбежавшихся кто куда после внезапного ночного взятия Иисуса Христа под стражу:

«Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше». («“Из страха перед иудеями Петр скрылся, и все верные разбежались, оставив Христа”, — говорит Дева, рыдая».)

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Отречение Петра. Рембрандт

О трагическом несоответствии между радостным обетованием Ангела в день Благовещения — и всем, что случилось после:

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою». («Страшным и необыкновенным Рождеством Твоим, Сын Мой, Я возвеличена была выше всех матерей — но горе Мне: ныне вижу Тебя на Кресте, и внутренности Мои словно сжигает огонь».)

О противоестественности смерти Того, Кто управляет всем миром и Сам же воскрешал умерших:

«Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею, и с Никодимом носит и погребает». («Не вмещается в ум, как Тебя, Господа, удерживающего в руках весь сотворенный мир, несут на руках и погребают, как мертвого, Иосиф с Никодимом».)

О тоске Матери, потерявшей Сына и отчаянно вслушивающейся в тишину в ожидании ответа — как же Ей быть дальше:

«Камо идеши Чадо, чесо ради скорое течение совершаеши? еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, чисту соблюдый Мя: Ты бо есть Сын и Бог Мой». («Куда уходишь, Чадо? Зачем так быстро скрываешься? Разве в Кане совершается еще один брак, и Ты хочешь снова сотворить им из воды вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать Тебя здесь? Молви Мне слово, о Слово, не проходи мимо Меня в молчании, сохранивший Меня в чистоте! Ведь Ты — Сын и Бог Мой».)

И все-таки самое чудесное в этом каноне — не попытка «реконструировать» скорбные чувства Богородицы, а то, что монолог Ее в итоге превращается — в диалог! Потому что в заключительной части канона мы слышим ответ Самого Господа:

«О како утаилася Тебе есть бездна щедрот? Матери в тайне изрече Господь, тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». («Как же утаилась от Тебя бездна щедрот Моих? — втайне сказал Матери Господь. — Восхотев спасти творение Мое, пожелал Я умереть. Но Я воскресну и Тебя возвеличу, ибо Я Бог небес и земли».)

Слезы и мольбы Божией Матери не остаются безответными. Господь отвечает Ей. И это невероятно важно.

Тезис 4.

«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — это свидетельство всецелого доверия Богу, которое позволило Деве Марии принять все, что Ей выпало пережить

Опыт, через который прошла Божия Матерь, очень близок всем нам. И не только потому, что каждый из нас, повторим это снова, обязательно терпит в течение жизни скорби, теряет близких и т. д. Ее опыт близок нам еще и потому, что мы точно так же, как Богородица, не можем точно знать, ради чего нам приходится так страдать. Святая Дева безусловно знала, что Ее Сын Иисус — Сын Божий. Но почему же Его, исцелившего стольких больных, накормившего стольких голодных, принесшего в мир такое возвышенное и прекрасное учение, всего Себя отдавшего на служение людям, почему Его гонят, злословят, хотят убить и в конце концов убивают?! За что?! Когда нас «накрывает» беда, когда страдают наши дети, мы задаемся схожими вопросами. И иногда — да, прямо скажем, не так уж и редко — в нас просыпается тот самый Иван Карамазов, сжимающий кулак, чтобы погрозить им в небо.

А Богородица? Она страдала молча. И это было молчание смиренного принятия всего, что приходит от Бога, потому что не происходит в мире ничего, что было бы Богом не предусмотрено. Во всем Евангелии нет ни единого намека на то, что Мать Иисуса усомнилась в Промысле Божием или пала духом. Мы не видим в Ней никакого возмущения, никаких попыток спорить с Богом — ни разу и нигде! Беззаветная преданность Господу — главное, что характеризует личность Девы Марии. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему — эти слова Божия Матерь пронесла через всю Свою жизнь.

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас?Успение. Джотто ди Бондоне

Есть в евангельской истории один момент, когда Дева Мария словно бы ставит под сомнение Промысл Божий. Архангел извещает Ее о грядущем рождении Сына, а Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1:34) Но этот вопрос выражает вовсе не неверие, а всего «лишь Ее детское целомудрие и простодушие» — объяснял святитель Николай Сербский (1881–1956). Из уст современного человека, «находящегося под бременем законов природы», этот вопрос действительно вышел бы скептическим: «Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас — удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия», — писал святитель Николай.

Нигде в Евангелии мы не видим, чтобы в Богородице проявлялось столь свойственное некоторым матерям желание контролировать своих детей, реализовать себя в них, навязать им свою волю. Когда на свадьбе в Кане Галилейской заканчивается вино, Она всего лишь мягко обращает внимание Сына на возникшую неловкость: вина нет у них (Ин 2:3). И, видя, что Тот не спешит творить чудо, призывает служителей (обратившихся, как видно, сначала к Ней) поступить по слову Иисуса: что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). В этих словах — самая суть Ее личного отношения к Сыну, а вместе с тем и послание Богородицы всем нам. Что скажет Он вам, то сделайте.

***

В день Успения Пресвятой Богородицы, согласно церковному преданию, к Ее одру явился Сам Христос, чтобы стать Ее спутником в Царство Небесное. А с тех пор, как Божия Матерь взошла на Небо, Она Сама сделалась, по вере христиан, сильной Заступницей, способной избавлять души усопших от козней темных духов и беспрепятственно возводить их в горнии обители. Эта мысль ясно звучит, например, в одной из молитв службы повечерия, обращенной как раз к Богородице: «…И во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темныя зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи: в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неизреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи».

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) говорил, что невиданное смирение дало Богородице способность даже простить людям убийство Ее Сына — и именно это поставило Ее на такую недосягаемую высоту в Церкви. Мы вправе обращаться к Ней как к Заступнице Усердной именно потому, что можем Ей сказать: Ты умела простить тех, кто убил Твоего Сына; прости и меня — Он умер за мои грехи тоже.

Такое безоглядное доверие Промыслу Божию и неосуждение людей и есть то самое, чему мы могли бы научиться у Божией Матери. Мы все проходим через страдания. Но только от нас зависит, примем ли мы их с доверием к Богу — или озлобимся и начнем упрекать Его или кого-то из наших ближних в наших несчастьях.

ЕКТЕНИЯ — что это?

ЕКТЕНИЯ -ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй», или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.


Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Почему Великим Постом ПРАЗДНУЕТСЯ ПАМЯТЬ СВТ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 (Из книги «Великий Пост», священник Александр Шергунов):

Во 2ю Неделю  Великого Поста, Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».

Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас.

Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни.

Это может означать только одно:

что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме.

Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

СРЕТЕНИЕ -ЛИЧНЫЙ ПРАЗДНИК КАЖДОГО

Двунадесятый праздник Сретения Господня выделяется из всех двунадесятых праздников тем, что, он  Господский, но в то же время он имеет богослужебные особенности, присущие Богородичным праздникам, т.е. он Господский и Богородичный одновременно. Он посвящен библейским событиям встречи Ветхого и Нового  Завета. Суть праздника изложена в Евангелии от Луки —  древнем стихотворении как бы от лица Симеона, которое всегда поется  или читается на Всенощном бдении:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! По глаголу Твоему с миром; Яко видеста очи мое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих, Израиля!

ПЕРЕВОД: Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Израиля!

А еще по необъяснимому ощущению СРЕТЕНИЕ — очень личный праздник.

Этот небольшой текст написан незнакомым  мне  автором — Татьяной Алексеевой, но как бы мне хотелось подписаться под каждым словом ! Делюсь с вами:

«Сретение – очень личный праздник, как и Покров. Душа готова узнать себя в каждом – в Симеоне, уже за пределами надежды дождавшемся заветного обетования. В изумлённой Марии, впервые отрывающей от себя и отдающей в мир дитя. В свидетельнице Анне, даже в гулкой тишине храма и шершавых ступенях… Глубокая и молчаливая рифма к Рождеству. Сосуд, собравший первые капли ещё не пролитой крови…

Репродукция -Харменс ван Рейн Рембрандт. Симеон с младенцем Иисусом в храме. 1669.

Этот перекрёсток евангельских событий, случившегося и ожидаемого, отзывается эхом, тайной судьбы для любого человека. Почти каждый чувствовал в особые моменты жизни, что есть нечто тебе предназначенное, но ещё не открывшееся, скрытое до времени… И верил в такие минуты в несомненную и прямую встречу с Высшим – пусть и на пороге ухода.

Личное измерение Праздника помогает ему длиться, оставаться живым. Сретение продолжается с каждым родившимся человеком, с каждой душой, которая хочет, чтобы её узнали и вот так взяли на руки — как на картине Рембрандта. Похоже, в Рембрандте было что-то от Симеона — он мог распознать божественный свет в самых густых сумерках.»

Текст: Татьяна Алексеева, наша современница.

5 февраля 2023 — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ

 В первое воскресенье февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Только в день празднования Собора совершается память святых, чья  дата смерти неизвестна.

Также в этот день поминают всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову…

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ, молите Бога о нас!

 

 

 

ПРП.САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ — СЛУЖБА В МОНАСТЫРЕ

01 февраля2023 в день первого обретения мощей прп. Саввы Сторожевского (сер 17 века) — наши прихожане вместе с настоятелем отправились в Саввино-Сторожевский монастырь на торжественное богослужение в Преображенском храме монастыря.   Этот праздник совпал также с днем интронизации Патриарха Кирилла, и был отслужен молебен о здравии Святейшего.!

Немножко фотографий:

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
14 января утром к нас как и во всех храмах совершается Литургия Василия Великого. Это происходит всего 10 раз в год.
О том, какие бывают Литургии, и чем они отличаются нам напоминают здесь

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ВИФЛЕЕМСКУЮ ЗВЕЗДУ

Дорогие братья и сестры! Ночная Литургия Рождества Христова завершает череду богослужений, посвященных Великому празднику.
Чтобы не потерять Вифлеемскую звезду в суматохе и  приблизиться к лучшему пониманию нашей веры, хорошо бы христианину сходить в храм 6 января на какую-то часть этих необычных и порой малопонятных богослужений.

Можно посмотреть заранее тексты или взять их с собой. А мы постараемся дать пояснения того, что будет происходить на службах  в нашем храме 6 января 2023 г:

ИТАК:

С 8 до 10 утра (примерно)- Царские Великие часы : 1ый, 3ий, 6й и 9ый час. Песнопений мало.
Каждый час читается по одинаковой схеме, но тексты разные на каждом часе:
✔️три псалма из Псалтири,
✔️ Ветхозаветное пророчество
✔️Отрывок из Евангелия от Матфея и от Луки .
✔️Господи, помилуй — 40 раз

https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/0_home/prazd/001.html


Примерно в 10 утра и до 11.30 служится Вечерня Навечерия.
На ней читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. См ссылку на тексты.

https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/bogoslujebnie/parimiinik/m_yanv04.html

Тут самое время подать записки с именами о здравии и упокоении , чтобы Церковь их помянула на Литургии.


(-продолжение следует)

КАК САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ ПОРОДНИЛ ФРАНЦУЗСКИЙ И РУССКИЙ ПРЕСТОЛЫ.

Монах и вице-король

Сергей Викторов

Окрестности Звенигорода настолько красивы, что еще с позапрошлого века их недаром стали называть подмосковной Швейцарией. Конечно, здесь нет огромных, подобных альпийским, гор с вечными снегами, но немало высоких холмов разбросано среди живописной природы.

Место на горе Стороже близ речки Сторожки и выбрал в конце XIV века для своей обители инок Савва – один из учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Там при поддержке Звенигородского князя Юрия Дмитриевича (второго сына великого Московского князя Димитрия Донского) инок Савва сам построил небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келию при нем.

Весть о добродетельном иноке быстро разнеслась по всей округе, и народ пошел на Сторожу. Одни шли, чтобы последовать примеру в его монашеском служении, другие – чтобы получить благословение и духовную поддержку. Со временем благодаря пожертвованиям от князя Юрия и других членов семейства Донских на месте деревянной церквушки появился белоснежный каменный собор, который затем преобразился в знаменитый монастырь, названный в честь его основателя Саввино-Сторожевским.

Саввино-Сторожевский монастырь
Фото: Владимир Ходаков

Автор этих строк впервые попал в этот монастырь летом 2012 года в составе однодневной экскурсии от одной из столичных турфирм. Посетить эти красивые места меня тогда побудил только что показанный по телевидению сериал «Эффект Богарне», который в детективном жанре рассказал удивительную историю спасения монастыря во время Отечественной войны 1812 года. Говорят, что первое впечатление самое верное. Так вот первыми, кого я увидел, попав за монастырские ворота, были… кошки, считающиеся символом домашнего очага. Пять ухоженных и упитанных кошек чинно поедали принесенную им рыбную похлебку. Каждая – у своей тарелки, не обращая никакого внимания на суету вокруг и многочисленных посетителей. А из монастырского подвала, где находилась столовая, доносились такие запахи, что ноги вместо похода в «царские палаты» сами несли их владельца туда. Неудивительно, что из той поездки в монастырь автор вернулся с сумкой, наполненной бутылками с местным квасом, выпечкой и травяными настойками на все случаи жизни. Потребовалась еще одна поездка, чтобы по-настоящему насладиться удивительной духовной атмосферой Саввино-Сторожевского монастыря и здешними красотами.

Царь Алексей Михайлович

Близость к «белокаменной» и расположение на самой высокой точке ландшафта быстро превратили монастырь в мощнейший форпост, прикрывавший столицу Руси с запада от многочисленных вторжений неприятелей. Во времена Смуты святая обитель буквально переходила из рук в руки между первым Лжедмитрием, «Тушинским вором», поляками и бандами Болотникова и Маринки Мнишек. Только с воцарением на троне династии Романовых монастырь наконец-то смог избавиться от пушек и пороховых складов. Особую роль в этом преображении сыграл царь Алексей Михайлович по прозвищу «Тишайший». Столь необычное имя он заслужил за удивительные для тех страшных времен богобоязненность и скромный образ жизни. С ранних лет до своего последнего часа самодержец ежедневно по много часов проводил в молитвах.

Царь Алексей Михайлович отличался еще одной удивительной для тех времен особенностью – постоянством: 21 год прожил он душа в душу со своей первой женой Марией Милославской, которая родила ему 13 детей.

Савва Сторожевский спасает
царя Алексея Михайловича от медведя

Каждое лето супруги со своим всё возрастающим потомством приезжали в Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы отдохнуть от столичной суеты. Выбор монастыря в качестве летней резиденции был отнюдь не случаен. Согласно преданию однажды царь, охотясь в этих местах, неожиданно столкнулся с медведем. И вдруг между царем и огромным хищником встал невесть откуда взявшийся монах, который одним мановением руки отогнал медведя. Алексей Михайлович тотчас отправился в обитель и отслужил благодарственный молебен преподобному за свое чудесное избавление, а потом взял себе за правило проводить все летние месяцы в этом поистине райском месте.

Вскоре для царской семьи были построены особые палаты, которые и по сей день поражают посетителей скромностью убранства и отсутствием всякого намека на роскошь. В них царь и его родные проводили дни постов. Сохранились сведения о том, что «Тишайший» мог неделями не употреблять в пищу ничего, кроме хлеба и кваса. Кстати, о последнем! Еще задолго до Алексея Михайловича монастырские умельцы первыми на Руси придумали добавлять в напиток изюм и разные специи, благодаря чему этот квас невероятно бодрил. Супруга царя Мария Ильинична считала монастырский квас чуть ли не главным лекарством от всех послеродовых недугов и всякий раз, разрешившись от бремени, требовала себе чашу с этим напитком, а испив ее до дна, чувствовала прилив сил.

Увы, после смерти Алексея «Тишайшего» монастырь преподобного Саввы утратил свое значение, хотя цари и царицы во время визитов в «первопрестольную» обязательно заезжали в святую обитель помолиться в горной тиши и… отведать фирменного кваса.

Спасительная икона

Видение Эжена Богарне

В исторических хрониках монастырю суждено было снова появиться только во время Отечественной войны 1812 года и при весьма необычных обстоятельствах. После бородинского сражения пасынок Наполеона вице-король Италии Эжен Богарне получил приказ императора со своим четвертым корпусом начать продвигаться в сторону Москвы и занять последний крупный город на пути к ней – Звенигород.

Выполнив задание и захватив город, вице-король неожиданно увидел возвышавшийся на высоком холме монастырь… и решил занять его, чтобы обезопасить свои войска от возможной контратаки русских. О том, что эта обитель называется Саввино-Сторожевским монастырем, вице-король, конечно же, не знал. Как и всякий вояка, особенно из богоборческой в ту пору Франции, Богарне был воинствующим атеистом и мало что слышал о православных. Но генерал прекрасно понимал, что выбрал для ночлега святое место, поэтому, разместив свою охрану вокруг монастыря, сам он въехал в обитель лишь в сопровождении пяти адъютантов.

В ту ночь вице-король рассчитывал впервые за долгие месяцы войны нормально выспаться в монастырской тиши, но ему не удалось этого сделать. Ровно в полночь в выбранной им келии вдруг словно из воздуха возник огромный монах с длинной бородой и заговорил с ним. Говорил ночной гость, естественно, на русском языке, но француз, что удивительно, прекрасно понял его слова. Монах попросил Богарне не трогать монастырь, а взамен пообещал, что тот вернется живым из русского похода и что его потомки еще послужат во славу России.

Велико же было удивление вице-короля, когда на следующее утро в трапезной он увидел большую икону с образом того самого монаха. Если верить летописцам рода Богарне, между французом и монахами обители состоялся следующий диалог. «Кто этот старик?» – спросил вице-король. «Это Савва, основатель нашей обители», – ответил ему на чистейшем французском настоятель, в юности с отличием окончивший Пажеский корпус. «А где он сейчас?» – поинтересовался Богарне, решивший снова встретиться со святым человеком. «Он умер», – ответил настоятель. «Как умер? Что, сегодня ночью? А ведь таким здоровым казался!» – еще больше подивился генерал. «Нет, он умер четыре века тому назад», – объяснил настоятель, чем потряс пасынка императора до глубины души.

Икона преподобного Саввы в монастыре

В полдень генерал со своими людьми покинул обитель, вручив перед этим монахам специальную охранную грамоту. В качестве ответа настоятель монастыря передал генералу небольшую иконку с ликом преподобного Саввы, которую Богарне тотчас положил во внутренний карман сюртука поближе к сердцу.

В последующие месяцы вице-королю Италии Евгению Богарне пришлось поучаствовать в десятках сражений, преодолеть сотни километров во время отступления из Москвы. И за всё это время он не получил ни одного ранения, ни царапины, ни даже обморожения. Спасение вице-короля выглядит поистине чудесным на фоне того, что приключилось с его соратниками, которые не проявили должного уважения к православным святыням. Маршал Мортье, приказавший во время ухода из Москвы взорвать Успенский собор в Кремле, много лет спустя был… взорван адской машинкой революционеров. Маршал Ней, именовавший себя князем Московским, и Мюрат, король Неаполитанский, превратившие десять главных храмов первопрестольной Москвы в… конюшни, были впоследствии расстреляны. Маршал Бертье, который, будучи начальником штаба императора, разработал приказ об уничтожении кремлевских церквей, покончил с собой от угрызений совести. Маршал Даву и братья императора, которые во время вторжения охотно грабили русские святыни, умерли в страшной нищете на чужбине. И только Богарне с неизменной иконой святого Саввы у сердца совсем не пострадал! Более того, император Александр I поначалу хотел сделать именно его новым королем Франции, но остальные союзники предпочли Бурбона – короля Людовика XVIII. Прояви англичане, пруссаки и австрияки большую прозорливость, вполне возможно потомки Евгения и сегодня правили бы Францией. Однако Божиим Промыслом им была начертана совсем иная судьба.

Дочь русского императора

Эжен (или Евгений, как у нас было принято его называть) Богарне был не только самым достойным из всех приближенных к Наполеону, но еще и первенцем его жены Жозефины от первого брака с генералом Александром Богарне. К Наполеону он относился как к родному отцу и всегда и везде сопровождал его. Даже во время египетской авантюры, когда ему было всего 16 лет, Эжен воплощал собой столь редкий в те бурные времена пример благоразумия и бескорыстия. Занимая высокие посты в Первой империи, он, в отличие от отчима, женился не по необходимости, а по большой любви, влюбившись с первого взгляда и на всю жизнь в красивую брюнетку на балу. То, что увиденная им Августа оказалась дочерью баварского короля Максимилиана I, лишь прибавило сказочности в этой истории. Они прожили в законном браке 16 лет, произведя на свет семерых детей.

Пасынок Наполеона,
вице-король Италии Эжен Богарне
Принцесса Августа,
дочь баварского короля Максимилиана I

Самым любимым из отпрысков для Эжена Богарне, которого тесть наградил титулом герцога Лейхтенбергского, стал младший – Максимилиан. Именно с ним он часами играл и рассказывал занятные истории о своих военных походах. И встреча с преподобным Саввой в русском монастыре под Звенигородом была, как вы понимаете, одной из самых его любимых. Увы, столь радостное для отца с маленьким сыном общение продлилось недолго. В феврале 1824 года первый принц Лейхтенбергский Эжен де Богарне скончался от скоротечного рака поджелудочной железы, и отцовская иконка русского святого перешла во владение сына Максимилиана.

Статус принца из захудалого по тем временам королевства Баварии оставлял Максимилиану мало шансов на карьеру. И ждала бы его участь еще одного генерала во французской или прусской армии, если бы летом 1836 года во время отдыха на семейной вилле 19-летний юноша случайно не столкнулся с незнакомцем величественного вида, который оказался русским императором Николаем I, путешествующим с женой – некогда прусской принцессой – по ее любимым местам. Узнав, что встретил сына того самого Эжена Богарне, а значит, по закону внука Бонапарта, всегда такой суровый царь заметно смягчился… и пригласил молодого принца приехать следующим летом в Россию поучаствовать в грандиозном представлении, посвященном 25-летию битвы при Бородине, тем более что его отец сам участвовал в этом сражении. Максимилиан сразу согласился и спросил императора лишь об одном: «А далеко ли от Бородина до Savva-Storozhevsky монастырь и можно будет ли посетить его?» «Не волнуйтесь, мои люди организуют Вам поездку по высшему разряду», – ответил русский император, искренне удивленный интересом иностранца к одной из знаменитых православных святынь.

Возможно, именно в тот момент и посетила впервые Николая I мысль о том, что было бы неплохо породнить потомство Романовых и Наполеона. Дело в том, что старшая дочь царя Великая княжна Мария Николаевна как раз вступила в брачный возраст. Сама мысль о том, что вскоре придется выдать любимицу за инородца и что после свадьбы он никогда больше ее не увидит, императора сводила с ума. Он и торжество в честь 25-летия битвы при Бородине организовал лишь для того, чтобы пригласить в Россию всех «принцев без наследства». И своей просьбой организовать поездку в Саввино-Сторожевский монастырь сын Евгения Богарне сразу стал в глазах царя фаворитом предстоящих «смотрин».

Встреча Максимилиана Лейхтенбергского, сына Эжена Богарне, и Марии, дочери императора Николая I, состоялась в 1837 году. Несмотря на очевидную разницу в положении, молодые люди сразу почувствовали друг к другу симпатию. И уже на следующий день Великая княгиня заявила отцу, что если и выйдет замуж, то лишь за молодого герцога Лейхтенбергского. А если царь посмеет этому помешать, то сбежит с ним и обвенчается в Саввино-Сторожевском монастыре. Царю стоило больших усилий сохранить знаменитый суровый облик и не рассмеяться в ответ.

Эти русские Лейхтенберги

Правда, женитьба на любимой дочери Российского императора оказалось делом весьма хлопотливым и длительным. Пришлось внуку Наполеона поступить на курсы Генерального штаба, сдать экзамены и поучаствовать в нескольких маневрах, прежде чем он удостоился звания генерала-майора Российской армии. И только 2 июля 1839 года Максимилиан и Мария смогли наконец-то обвенчаться. Между прочим, во время медового месяца по дороге во Францию молодожены специально заехали в монастырь преподобного Саввы и оставили в подарок монахам внушительный мешок с золотыми монетами.

Император Николай I
Мария, дочь императора Николая I
Максимилиан Лейхтенбергский

Брак потомков двух знаменитых семей оказался счастливым, плодовитым, но, увы, не слишком долгим. А всему виной то рвение, которое стал проявлять герцог Лейхтенбергский, когда тесть император Николай поставил его во главе Императорского горного общества. Вместо того, чтобы жить в столице и подписывать подносимые свитой бумаги, Его Императорское Высочество (это звание он получил сразу же после свадьбы) стал разъезжать по российским городам и весям в поисках столь нужных империи запасов металлов и благородных камней. В своем старании помочь новой Родине он дошел до того, что в начале 1852 года, когда его жена ждала седьмого по счету ребенка, отправился за Урал, где простудился и вскоре умер. Так что его последний сын Георгий появился на свет через полгода после смерти.

Потомки пасынка Наполеона Евгения Богарне, принявшие православие и ставшие князьями Романовскими, верно служили своей Родине вплоть до 1917 года, подарив России немало боевых генералов и истинно православных людей. Никогда не забывали они и о любимой Саввино-Сторожевской обители, регулярно посещая ее и много жертвуя на монастырские нужды.

В начале лета 1917 года почти все представители рода Романовских-Богарне разными путями покинули Россию и перебрались в Финляндию, а оттуда на вторую Родину – в Баварию. В 1933 году сразу после прихода к власти Гитлера все русские Лейхтенберги уехали в Канаду, где и живут до сих пор.

В советской России осталась лишь одна представительница этого рода – графиня Дарья Богарне. Отказавшись от знаменитого титула и став просто гражданкой Богарнэ, она устроилась работать в библиотеку. Дарья Богарне наивно полагала, что о ней все забыли. Но, увы… Летом 1937 года, сто лет спустя после первого визита ее предка в Россию, за старой библиотекаршей пришли чекисты. Дарью Богарне арестовали, долго и зверски пытали и в итоге заставили подписать признание в создании международной организации бонапартистов, готовящей убийство товарища Сталина. После таких показаний, выбитых с кровью и зубами, Дарью Богарне, дочь князя Евгения Романовского, правнучку императора Николая I, праправнучку императрицы Жозефины Бонапарт и русского полководца Михаила Кутузова тотчас расстреляли. Тогда же затерялись и следы чудесной иконы, подаренной некогда Евгению Богарне настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря…

Памятник преподобному Савве возле основанного им монастыря

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Дорогие братья и сестры! 

Кажется совсем недавно  21 сентября мы отмечали  престольный праздник нашего храма Рождество Богородицы, первый  двунадесятый праздник  церковного нового года.  А вот уже и зима, и белый снег, и совсем близко  следующий великий праздник, посвященный Богородице.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  —  так полностью называется событие, которое Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря . 

В этом 2022 году Введение Богородицы приходится на воскресный день, поэтому особенностью богослужения будет сочетание  воскресных молитв и  песнопений 8 ого гласа с БОГОРОДИЧНЫМИ ВВЕДЕНСКИМИ текстами.

3 декабря  вечером накануне праздника  во всех храмах  совершается торжественная служба с литией и полиелеем, с праздничными стихирами и величанием  Пресвятой Богородице.   После помазания и раздачи освященного хлеба начинается Канон.

Во время Канона   мы с Вами услышим песнопения службы Рождества Христова, и обязательно узнаем их, потому что с этого дня  —  «Христос раждается, славите …», мы будем это слышать  на УТРЕНЯХ во все дни Филиппова поста,     и это значит, что  скоро-скоро Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа ! 


В статье, составленной по   материалам сайта FOMA.RU     ,   рассказывается  о празднике Введения во храм и об  иконе праздника, даются тексты основных песнопений, а также слово митрополита Антония Сурожского  на день празднования:
Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

04 декабря  православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

События Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его неизменна.

Что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу.

История празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. А в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.

Широкое распространение праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет мафорий — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели ее в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трехлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Богослужение Введения во храм Пресвятой Богородицы

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является /и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения //Зиждителева исполнение.

Перевод:

Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.


Перевод:

Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».

Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы:

  
Величаем тя, / Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень // вхождение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…
За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь